Основой нашего пути являются Веды. Что значит «Веды»? Слово Веда происходит от санскритской основы вид, знать. Есть Знание, а есть частное мнение, и между ними качественное отличие. В мире можно найти много частных мнений: варианты эволюции, истории о том, как та или иная народность в какой-то момент нашла своего бога, рассуждения о добре и зле... Это фрагменты, потому они всегда субъективные предположения. Веда имеет дело с Целым, включающим в себя все, потому это безотносительное Знание. Да, Веда говорит иногда языком частностей, вознося молитвы тому или иному небожителю, объясняя ту или иную стихию материи, касаясь того или иного фрагмента человеческой жизни, но, делая это, она неизменно приводит читателя к Абсолютному Целому. Как говорится в Чхандогйа Упанишад, «по одному куску золота понимается все изготовленное из золота», так и объяснением частности Веда объясняет Целое. Таково уникальное свойство Веды, выдающее в ней присутствие Всевышнего.

О чем бы ни говорила Веда, будь то вода, речь, деятельность, память, пространство, пытливый исследователь неизменно находит удивительно гармоничную последовательность, ведущую прямиком к Акшаре, неизменному Основанию всего сущего (akṣaraṁ ambarānta-dhṛteḥ, Акшарам – потому как поддерживает Собой все сущее. Веданта-сутра). Бережно и заботливо Веды шаг за шагом показывают объективность открытому человеческому сознанию, устраняя грязь неведения. Не чье-то частное мнение дает Веда, не пытается заманить под пяту очередного грозного божка той или иной народности, но формирует сознание, способное обнаружить существующие каналы освобождения из мира тлена и невежества. О чем бы Веда ни говорила... Мудрец Аруни, поучая сына, открыл ему, что человек состоит из 16 частей. 15 дней постился Шветакету, а затем пришел к отцу, который попросил его произнести, известные ему, Веды и объяснить, но Шветакету не смог. «Истинно, они не приходят в мой помысел!» И отец поясняет, что, как после большого костра остается один уголек, который не может сам давать достаточно света и тепла, так и в Шветакету от 16 частей осталась лишь одна, которая не способна разуметь Веду. Но, приняв пищу, можно восстановить утраченные части и тогда уголек сможет разжечь большой огонь. Шветакету ест, после чего вновь обретает способность произносить и объяснять Веду. Аруни показывает, что разум происходит от пищи (равно как дыхание от воды, а речь от тепла), и разум этот – дар Всевышнего, предназначенный для постижения Оного. Так Веда соединяет пищу с движением к духовной свободе. С чем бы ни соприкасался человек в этом мире, Знание показывает в воспринимаемом Таттву, истинную Сущность, познавая которую, живое существо освобождается от цепей симпатий и антипатий, похоти и отвращения. Как это разительно отличается от рекламных кампаний с дешевыми чудесами и угрозами, проводимых различными региональными кумирами, нуждающимися в собственной пастве.

Помимо созерцательной части, Веды и объясняющие их Писания содержат в себе разъяснения причинно-следственных связей, определяющих наше настоящее и будущее, культуру Звука, позволяющую изменять наш внутренний мир, искусство приведения себя в гармонию со всем мирозданием, руководство для устройства жизни отреченного и домохозяина, тайны музыки, зодчества, медицины и военного дела. Перечислить все положительно невозможно, ибо Веды – дыхание Самого Вишну, Верховного Существа, вмещающего в Себе все сущее, как мизерную часть Себя Самого. Кто может понять и объяснить Его?.. na te viṣṇo jāyamāno na jāto deva mahimnaḥ param antam āpa, Не было, о Вишну, когда-либо Твоего рождения, и нет возможности до конца понять могущество Твое! (ṛg-veda).

По сути дела, Веды – не Писания в общепринятом смысле этого слова, поскольку они передавались устно с самых начал творения. Они – Шрути, то, что услышано. Потому для археологов или историков невозможно отследить время «появления» Вед, как это было нетрудно сделать с Библией, Кораном или буддистскими произведениями. Появление первых рукописных вариантов датируется периодом за 4-5 тысяч лет до настоящего времени, то есть совпадает с началом эпохи Кали, когда письменное изложение стало актуальным по причине разительного сокращения продолжительности человеческой жизни, ослабления памяти и благочестивости рода человеческого. Тогда единая Веда была разделена мудрецом Вйасой с помощью нескольких его учеников на четыре: Риг, Йаджур, Сама и Атхарва. Так же были записаны сопутствующие сокровищницы Знания, известные ныне как: Веданта-сутра, Упанишады, Веданги, некоторые Смрити, Махабхарата и Пураны. Впервые Веда открыла Себя в сознании первого живого существа во вселенной и непосредственного создателя ее разнообразия, Брахмы. Это необходимость. Без Веды создавать было невозможно. Нельзя сотворить самодостаточный многосложный механизм, не имея опытного понимания всех закономерностей, то есть не частного знания, но всеохватного. Разумеется, что в последствии Веда передавалась от поколения к поколению, от учителя к ученику, от отца к сыну. Это то, чем жили миллионы каждую минуту своей жизни, имея свет внутри, освещающий все, с чем человек сталкивался в своем бытии.