Приходилось немало читать и слышать, что «по Ведам женщины глупее мужчин, нечистые, ущербные»... Всю Веда-шастру не прочел к данному моменту – очень уж обширна и непроста, но в прочитанном подобного не встретил. Женщины другие, это – да. Отличаются от мужчин. И эти отличия делают женщин менее или более пригодными к определенным кармам, нежели мужчин.

Действительно, женщины не имеют способности изучать Шрути (сами Веды, Упанишады, Веданту и пр.). Но только ли женщины?

strīśūdradvijabandhūnāṃ trayī na śrutigocarā
karmaśreyasi mūḍhānāṃ śreya evaṃ bhavediha
iti bhāratam ākhyānaṃ kṛpayā muninā kṛtam

Женщины, шудры и двиджи (брахманы, кшатрии, ваишйи) лишь по рождению, не пригодны для (изучения) Шрути,
В благих деяниях не слишком проницательные благо могут обресть
В повествовании Махабхараты, составленной по милости великого мудреца.

(Бхаг. 1.4.25)

Как видим, делением полов вопрос не решается. Тем не менее, женщин определяют, как не имеющих подходящие качества для изучения Шрути. Это вопрос свабхавы, определяющей нас тонкой природы, а вовсе не физиологических отличий. Физиологические отличия – лишь следствие особенностей свабхавы. Мужская свабхава врожденно имеет сильное логическое начало, волевой аспект, способность к аскетизму в различных его проявлениях. Все это качества, которые совершенно необходимы для адекватного понимания чрезвычайно сложных и созерцательных, но при этом требующих колоссальных внутренних усилий, откровений Шрути. Женская свабхава куда более чувственная, мечтательная, зависимая от категорий прекрасного, имеющая большой потенциал терпения, житейской прагматичности.

Мы (мужчины и женщины) в самом деле имеем значительные отличия, оттого и Дхарма (природный долг, призвание) у нас не одна и та же. Мужчина не сможет шить убранства для Божеств так же, как делает это женщина – нет в нем этого поразительного соединения чувства красоты и могучего терпения. Не сравнится мужчина с женщиной и в заботе о ребенке. Он просто не найдет в себе аналогичного потенциала, соединяющего способность сочувствовать, любить и быть строгим. Не так, что на женщин сбрасывают неквалифицированный труд, который мужчине делать просто лень. Не может! Да, что-то от требуемых качеств в некоторой степени имеется, но такого гармоничного комплекта в свабхаве и близко нет. Дхарма, на которую по-настоящему способна только женщина, а мужчина может на вторых ролях помогать.

Аналогично, есть кармы, для качественного исполнения которых, требуются свойства именно мужской свабхавы. К ним относятся отправления ведических ритуалов, изучение и объяснение Шрути, аскетизм. Мужчина, используя свои качества, должен быть духовным лидером в семье, но семейный очаг, само сердце семьи вовсе не он, а женщина. И не потому, что она стирает, готовит и убирает, а потому, что она – женщина. Особая природа, качества, которые проявляются во всем, что она делает.

Сейчас, в Кали-йугу, многие женщины изо всех сил стремятся сравниться с мужчинами, превзойти их... А как иначе может быть в обществе, в котором женщина вынуждена тащить домой из кабака пьяное нечто, именуемое «мужем»? Как не возникнуть феминизму, если все «достоинства» современного мужчины заключаются в том, что он может приносить домой зарплату и поменять прокладку в кране? Рождается справедливое возмущение – что в вас, мужчины, есть такого, чего нет у нас, женщин? Почитание мужчины, столь естественное в далеком прошлом, теперь становится пустой формальностью, от которой женщины хотят избавиться не потому, что гордые, а потому, что почитание стало бессмысленным, не имеющим настоящего основания.

Некогда муж был не «добытчиком», способным помазать стенку цементом, и неспособным не волочиться за каждой юбкой, но духовной силой семьи – несущим ответственность, приносящим мир в души домочадцев, образцом образованности и праведности. Почитать того, кто открывает тебе смысл Писаний, поддерживает в периоды испытаний, своим примером дает силы продолжать жить духовной жизнью, правильно и естественно. Именно по этой причине мы и видим в Писаниях множество примеров беззаветной преданности жен своим мужьям. Отнюдь не потому, что «так велит традиция».

Говоря о неспособности женщин изучать Шрути, мы говорим о правиле, но, объясняя правило, необходимо сказать и об исключениях. Как видим, не только женщины не имеют такого адхикара (способности), но даже те из мужчин, которые рождены в семьях брахманов, но не обладают нужными качествами, так же непригодны для изучения и объяснения Шрути. Стало быть, пол – дело второе. Принципиально – это наличие необходимых свойств в человеке.

Упанишады рассказывают о великом мудреце древности, Йаджнавалкйе. У оного мудреца было две жены, и когда он решил отстраниться от семейной жизни ради постоянной аскезы, предложил каждой половину своего состояния. Одна из жен, Маитрейи была не только его супругой, но и ученицей, способной обсуждать то, что связано с Брахманом.

sā ha uvāca maitreyī
yena ahaṁ na amṛtā syāṁ
kiṁ ahaṁ tena kuryāṁ
yad eva bhagavān veda
tad eva me brūhi iti

Затем Маитрейи сказала:
Что я буду делать с тем, что не даст бессмертие?
Как может быть оно достигнуто мной?
Что, господин, узнал,
То и поведай мне.

sa ha uvāca yājñavalkyas
prityā bata are nas satī priyam bhāṣase
ehi asva vyākhyāsyāmi te
vyācakṣāṇasya tu me nididhyāsasva iti

Ответил Йаджнавалкйа:
Ты была дорогой нам, и будешь дорога.
Подойди же, объясню тебе.
Но объясняемое хорошо обдумай.

(БАУ. 2.4.3-4)

Далее следует объяснение настолько созерцательное и сложное для понимания, что редкий нынешний мужчина-брахман сможет постичь все смысловые нюансы откровений Йаджнавалкйи. А ведь объяснение это предназначалось женщине. Живя со святым, как жена и ученица, Маитрейи проявила удивительные способности проникать в сложнейшие смысловые формулы Шрути. Стало быть, не помешало ей женское устроение слушать Шрути и понимать их. Следует вспомнить так же царицу Кунти, чьи дивные и глубочайшие молитвы навечно сохранены в Бхагавата Пуране. Молитвы эти – непосредственная беседа с Богом, содержащая поразительные философские откровения. Великолепным примером может послужить и непревзойденная разумность Дэвахути, матери и ученицы Капиладэва. Мало кому из мужчин под силу усвоить сложнейшие аспекты санкхйи, но Дэвахути оказалась вполне пригодной для этого

Конечно, это все исключения, которые только подтверждают правило, но разве в Кали-йугу мужчина способный понимать Шрути не столь же редкое исключение? Несомненно, что лучшее положение для женщины – быть за мужем, который глубоко сведущ в Шастре (не прочел 3-4 кришнаитские книжки для широкого круга читателей, а именно знает изначальную Шастру), обладает твердой верой в Нарайану и чистыми качествами. Но что делать, когда такой возможности нет? Играться в «ведическую жену», следуя и служа тому, кто не может избавить от самсары? Бхагавата Пурана строго-настрого запрещает это делать! Веда-шастра не разделяет взглядов авраамических идеологий, в которых женщина – придаток мужчины по определению, и, каков бы ни был муж, предназначение женщины молча и бездумно служить ему и во всем следовать. Если муж, «познавший суть Вед», плюет на Веды и требует от жены сметанного тортика во второй месяц Чатурмасйи или плов в экадаши, как служение такому «мужу» поможет женщине приблизиться к Освобождению? Наоборот, только погубит. Смысл служения мужу, почитания оного в том, что от чистого можно и самой стать чистой, а не в бестолковой и слепой покорности.

Коль скоро, женщина не может найти грамотное духовное руководство в мужчине, значит ей придется изучать все необходимое самой. Это ее жизнь, и жизнь эта должна быть использована для обретения познаний Дхармы и достижения Мокши. Мы не находим в Шастре, что единственное предназначение женщины – мытье полов и вытирание детских соплей. Да, она может (именно может) служить достойному мужу, воспитывать детей, давать жизнь семейному очагу, и все это, за счет исполнения природной Дхармы, может помочь ей постичь естество Брахмана. Если нет, вышеперечисленное превращается в пустую деятельность, которой все прозябают в самсаре. Ничего «ведического» тут нет.

Ведическое прописано в Шастре, а не в склонности женщины переложить ответственность за свою вечность на очередного мужчину. Потому, вне зависимости от пола, следует узнать Шастру и исполнить. Сама это будет делать женщина или с помощью мужа, необходимость в том не отменяется. В какой бы стране, в каком бы теле мы ни приняли рождение, сказанное в Шастре для нас остается актуальным и единственно спасающим.

māṃ hi pārtha vyapāśritya ye 'pi syuḥ pāpayonayaḥ
striyo vaiśyāstathā śūdrāste 'pi yānti parāṃ gatim

О Партха, ко Мне обратившись (посвятив себя), даже те, кто рождены во грехе,
А так же, женщины, торговцы и чернорабочие, идут к Высшей Цели.

(Б.г. 9.32)