Обновления:

Нам трудно думать о Всевышнем, ощущать связь с Ним, и, чем дольше практикуем, тем труднее. Почему? С годами практики в нашем инертном сознании Он становится все больше неким абстрактным символом. Да, Он существует, да, Он всемогущий, да, нужно поклоняться Ему. На этом все. В начале же думали о Нем постоянно, считали важным Его одобрение, ощущали Его присутствие. Он был самым близким Другом. Не символом. Конечно, известную роль сыграли тогда наши вкусы. Затем они насытились, экзотика приелась, и спонтанное влечение улетучилось, смею заверить, до самой мокши. Все же, это не единственное, что с нами произошло. Мы перестали думать о Нем, как о самом близком Друге, тем самым, чрезвычайно обеднили собственное восприятие реальности. Понимать Вишну Другом – не значит синтезировать себе эмоциональную поддержку в непростой жизни, но воспринимать правду, ибо Господь действительно наш самый близкий Друг. Спонтанно перестать думать о Друге, значит поддаться природной инертности мышления баддха-дживы, для которой так естественно предавать забвению чужую доброту, помощь.

bhakto’si me sakhā ceti – Доверивший себя Мне, друг Мой – говорит Арджуне. Это не вопрос избирательной расы или исторического кумовства, таково природное отношение Господа к верующим в Него, проистекающее из самой Таттвы Всевышнего. Вижу ли я в Нем Друга, уже другой вопрос.

Что мы привыкли понимать под «другом»? Это тот, кто всегда на нашей стороне, насколько бы неправы мы ни были. Ты ведь друг, так поддержи меня! Друг – всегда поймет. Это означает, что друг всегда терпим к нашим слабостям, недостаткам. Иначе он очень скоро станет врагом для нас. Шри Кришна не станет находиться на нашей стороне всегда, игнорируя, что и почему мы делаем. Он не делает нам никаких поблажек. Господь никогда не относится с «пониманием» к нашим греховным поползновениям. От Него не дождешься сочувственных слов, когда мы вершим пагубу себе или другим. Он беспощадно обличает наши пороки. Хотим такого друга? Да ни за что! Само понятие «друг» в действительности для нас нечто противоположное. Нет, на словах-то мы ратуем за искренность в дружбе, только кому нужна искренность, которая все время против шерсти? Не хотим терпеть. А почему? Да потому, что мы даже сами себе не друзья. Пусть терпят иные. Друг, к примеру, пусть терпит. А Он и терпит. Арджуна, раскаиваясь в неподобающем отношении к Бхагавану, отмечает:

tasmāt praṇamya praṇidhāya kāyaṃ prasādaye tvām aham īśam īḍyam
piteva putrasya sakheva sakhyuḥ priyaḥ priyāyārhasi deva soḍhum

Потому простираюсь в почтительном поклоне,
Упрашиваю о милости Тебя, моего Господа.
Как отец от сына, как друг от друга,
Как возлюбленный от любимой, о Владыка, Тебе приходится терпеть.

А нам терпеть неохота. Само понятие «друг» в восприятии человеческом содержит в себе равенство и панибратство. Оттого и тянет представителей народных индийских философий выставить Бога умилительным пацаненком, с коим можно по-свойски дурью маяться в собственное удовольствие. «Лила» - называется. Разумеется, что от «друга» ждем приятного, а если и благого, то... тоже приятного. В противном случае, друг начинает быстро нас разочаровывать, вызывать досаду и недоверие. Стоит Ему забрать одну из наших любимых по жизни игрушек, и друг тут же превращается в жестокого тирана, безразличного творца, и вообще выдуманного персонажа. Почти как в детской песочнице.

Дружба с Богом не терпит равенства, не только формального (кто кого выше по положению), но и равенства мнений, ожиданий. Дружба с Ишварой подразумевает подчиненность и полное доверие, при том отнюдь не взаимное. Бхагаван не приятель мне, не кореш, не развеселый трансцендентный мальчик, с которым я весело могу проводить время, когда есть настроение. «Друг» - значит, благожелатель. Самый знающий, честный и бескорыстный. Потому с моей стороны дружба – это прапатти, то есть, добровольная подчиненность и бесконечное доверие моему Другу. Даже когда Он требует от меня больших жертв, когда причиняет боль, лишает приятного, стремление к Нему следует наращивать, ибо Друг здесь и сейчас спасает меня от ужасной опасности. Настолько страшной и смертоносной, что я даже не в состоянии ее распознать сам. Хуже раковой опухоли, коварней СПИДа. Держаться Его мнения, вот, что значит «дружить с Богом».

bhoktāraṃ yajñatapasāṃ sarvalokamaheśvaram
suhṛdaṃ sarvabhūtānāṃ jñātvā māṃ śāntim ṛcchati

Наслаждающегося жертвой и аскезой, Владыку всего сущего,
Благожелателя всех живых существ, познав Меня, (такой мудрец) достигает абсолютного умиротворения.

Дружба с Богом – мир в сердце от ощущения Его присутствия. Ощущение Его присутствия подразумевает ежечасное обращение к Господу, не как к небесному идолу, и не как к даятелю вожделенного, но как к Другу. Не пытайтесь придать Богу форму, не втискивайте Его в привычные шаблоны, не ожидайте от Него чего-то своего. Просто доверяйте, ищите Его воли и Его мнения стремлением принять и покориться, как величайшему благу. Такая устремленная и открытая уверенность – дружба. ye yathā māṃ prapadyante tāṃstathaiva bhajāmyaham Насколько они доверяют себя Мне, настолько я наделяю их. Даршан Вишну, Его Дружба не сваливаются на голову «беспричинной милостью». Должна быть осмысленная инициатива с нашей стороны. Не разовая, не беспричинная, не эмоциональная. Дружба с Господом – серьезное, взвешенное решение, которым дхармин живет каждый день. Это истинное утешение сердца, ибо, взывая к Другу, всегда точно знаешь, что к тебе придет от Него нечто настоящее, вечно благое и спасительное, а не блестящая мишура, которую ты сам определил как нечто нужное. Он всегда рядом, ближе всего. Просто коснись Его мыслью, и Он обнимет тебя Своим присутствием.