Обновления:

Процесс изучения Шастра-джнаны очень непрост – столько всего нужно прочесть, услышать, обдумать, соединить между собой в цельную систему. Помимо множества способностей и инструментов, у ума должна еще быть готовность переключаться на новую тему. Манас, ум работает по принципу следования за максимально возмущающим, побуждающим импульсом. Каждый садхак имеет опыт глубокого и продолжительного размышления над какой-то темой, которая волнует его на данном этапе. Это может быть некая совершенно новая, потрясшая его информация, либо же какой-то философский или практический вопрос, разрешение которого видится необходимым для дальнейшего движения в йоге. Так или иначе, ум нередко бывает прикован к определенной теме, и лишь она его занимает в текущий период времени.

В действительности, ничего дурного здесь нет. Сосредоточенность на актуальной теме совершенно логична и нормальна. Но есть очень важный аспект, который нередко упускается из виду. Когда Вы размышляете над определенной темой, когда пытаетесь разрешить конкретный вопрос, сложный, неочевидный, что Вы делаете? Разве просто прокручиваете в уме одну и ту же информацию? Созерцаете одну и ту же формулировку, фразу, пока понимание само не выпадет из нее? Нет. Если понимание темы недоступно, значит, у Вас не хватает информации, имеется недостаток понимания каких-то иных вопросов, без коего не будет и понимания данной темы. Из этого следует, что для понимания одной темы, необходимо сосредоточенное изучение иных тем. Но природно ум не заточен под такой алгоритм. Его, будто магнитом, тянет биться в одну и ту же точку, муссировать именно тот вопрос, который беспокоит.

Более того, ни Шастра, ни поучения Гуру не построены таким образом, что в них идеально к запросу нашего ума звучат лишь наставления на волнующую нас тему. И что в итоге? Наши мысли, если вообще направлены на изучаемые наставления Гурудэва и Писаний, то в большей степени с фокусировкой на поиск полезного для «нашей темы». То есть, мы попросту пропускаем мимо ушей массу важнейшей Джнаны, поскольку зациклены на том, что «важно» для нас, но не сосредоточены на том, что важно само по себе.

Чрезвычайно важно приучить ум к осмысленному течению по тому руслу, которое прокладывает Шастра и Гуру. Дело вовсе не в мистических бреднях, мол, Гуру и Господь всегда ведут нас оптимальным путем, и, если сейчас читается повествование о созидании мира, а нас терзают вопросы о карме, значит, идеальным для нас сейчас будет именно понимание созидание мира. Нет, просто, читая и слушая объяснения о сотворении вселенной, следует учиться именно пониманию Джнаны о стихиях, дэватах, Вират-рупе и прочем. Важна Истина, а не тот лишь Ее аспект, который вызвал возмущение или любопытство в нашей свабхаве. Будучи зациклены на какой-то волнующей теме, мы банально упустим понимание иных важнейших тем. Стало быть, совершенно необходимо заставлять себя переключаться на то, что открывает нам Шастра и Гурудэв сейчас, а не бежать за активным интересом ума. Нужно научиться откладывать волнующую тему на потом, полностью сосредотачиваясь на том Откровении, в котором Господь желает нам что-то поведать. Это весьма важное качество ученика.