Когда люди намереваются возлюбить бога мнимого, джнана объявляется вне закона. Она мешает, оскверняет – так внушают те, кому ближе идея «сначала полюбить, а потом уж узнать, что мы там такое полюбили». Как только не хулят джнану сторонники такого подхода. И сухая для них джнана, и заносчивая, и уводящая от любви, и ожесточающая сердце. А что же Господь говорит о джнане? na hi jñānena sadṛśaṃ pavitram iha vidyate Не ведомо столь же очищающего, как джнана. (Б.г. 4.38) Удивительно. Он считает джнану настолько безупречно чистой, что по способности очистить душу ей нет равных, а Его «последователи» относят джнану к разряду помех на пути к Нему. Бхагавата Пурана так же говорит о джнане в превосходной степени:

śreyasām iha sarveṣāṁ
jñānaṁ niḥśreyasaṁ param
sukhaṁ tarati duṣpāraṁ
jñāna-naur vyasanārṇavam

Превыше всего здесь
Джнана, и нет ничего лучшего.
Счастливо пересекает тяжкопересекаемый
Океан опасностей корабль Знания.
(Бх.П. 4.24.75)

Джнанина характеризует отнюдь не формальная осведомленность о том, что сказано в той книге или другой. Основа его адхикара так же не в пронырливости ума и силе построения логических моделей. Прежде всего, это способность свободно мыслить, переступать через любые стереотипы, докапываться до правды и отторгать всякие суеверия, возведенные в ранг догматов какой-либо традиции.

Под Знанием Шастра понимает не академическую начитанность или некий склад информации в памяти, но движение к Богу вдумчивым вниманием к Его Откровению. Это стремление и способность понимать Реальность, превозмогать переменчивые порывы чувств, разрушать, пусть даже через боль, многочисленные фальшивые слепки под Истину, которые авидйа так щедро подсовывает нам на каждом этапе садханы. Потому джнана вовсе не один из возможных путей, это фундамент йоги, без которого путь в Реальность закрыт. tam eva viditvāti mṛtyuṁ eti nānyaḥ panthā vidyate’yanāya Лишь познанием Его, и никаким иным путем, можно пересечь мир смерти. (Швет. 3.8) Такая категоричность не случайна и вовсе не для красного словца. Познание – прямая функция чит, самого живого существа. Фантазии ума, бурления чувств, движения тела – все это в оболочках, но джнана, понимание представляет собой то, что действительно происходит с индивидуумом, преображение в Жизнь. Именно понимание меняет меня, устраняет неведение и остается во мне видением Истины, а не приступ эмоций на вчерашнем киртане.

jñānena tu tad ajñānaṃ yeṣāṃ nāśitam ātmanaḥ
teṣām ādityavajjñānaṃ prakāśayati tatparam

Тем, чье неведение Атмана разрушено джнаной,
Высшая Сущность открывается подобно солнцу.
(Б.г. 5.16)

Но, быть может, тут речь о какой-то другой, особой джнане, о дивйа-джнане, божественном знании? Давайте будем верить, что есть хорошая джнана, духовная, а есть в Шастре и плохая джнана, материалистичная, ненужная ваишнаву. Обзовем ее «гйана-кандой» и будем плевать в нее при каждой встрече. Только вот никак не возьму в толк, а почему ж Самому Всевышнему не пришло на ум ясно разделить эти две джнаны? Везде говорит «джнана», и без всяких пояснений. Косноязычие? Наплевательское отношение к Своим слушателям\читателям? Думается мне, что в единой Шастре единая джнана, оттого и нет надобности разделять оную на «духовную» и «мирскую», нужную и факультативную. Наоборот, подчеркивает Бхагаван важность всего, что входит в Веда-шастру, обращает внимание, что вся джнана, явленная Шастрой, важна и чиста.

sarvasya cāhaṃ hṛdi saṃniviṣṭo mattaḥ smṛtir jñānam apohanaṃ ca
vedaiśca sarvair aham eva vedyo vedāntakṛd vedavid eva cāham

В сердце каждого Я присутствую,
Мной дается и устраняется память и знание,
С помощью всех Вед Меня следует понять,
Я создатель Вед и Я же знающий их.
(Б.г.15.15)

Понимаем Он с помощью всего, что содержится в Ведах. Нет ненужного, а тем паче вредного, мешающего. Как же иначе, ведь от Него джнана и исходит. Все, о чем говорит Шастра, вся джнана, начиная с объяснений сва-кармы той или иной варны, и заканчивая созерцательными откровениями Упанишад, дивйа-джнана, ибо во всем этом принимающий поклонение — Нарайана. Джнана же — делающая человека способным на это поклонение.

Как можно оправдать тех, кто почитает джнану Вед, Веданты, Упанишад сухой, поверхностной, почти материалистичной, а джнану Пуран и прочих книг, которые происходят из Веды и объясняют ее, нектарной и духовной? Если источник столь неполноценен, как проистекающее из него может быть благим и совершенным? Джнанин задумается над этим, фанатик – нет.

Что обретает садхак в процессе обучения? Зачем обращаются к Гуру? Может, Гуру «подсаживает» в сердце ученика любовь? Ничего подобного. И джнанин, человек мыслящий, легко это поймет, просто подумав. Любовь нельзя внести со стороны, ибо любовь – следствие сформировавшегося твоего собственного отношения к объекту восприятия. Вот воспринять Бога Наставник и помогает ученику, иными словами, дает все ту же джнану.

tadvijñānārthaṁ sa gurumevābhigacchet
samitpāṇiḥ śrotriyaṁ brahmaniṣṭham

Ради джнаны он (ученик) да приблизится к Гуру,
С топливом (для Йаджны) в руках, к изучившему (Шастру), посвятившему себя Брахману.

(Мун. 1.2.12)

Ради джнаны, vijñānārtham, потому как ни зрением, ни интуицией, ни невнятными ощущениями, ни капризными взываниями «приди и покажись!», Бога не воспринять и к Нему не приблизиться. Нужно узнать, Каков Господь. Иначе, что или кого мы вознамерились любить? В кого конкретно верить и как? Джнана – есть непосредственное понимание Пара-таттвы, а джнанин – тот, кто имеет это понимание и может объяснить его подходящим искателям. По этой причине Шри Кришна призывает обращаться не за какой-то мистической милостью, а за джнаной, и не к искренним боголюбцам, поливающим Оного Бога своими сердечными воздыханиями, но к джнанинам, знающим Бога, а потому (!) любящим Его.

tad viddhi praṇipātena paripraśnena sevayā
upadekṣyanti te jñānaṃ jñāninastattvadarśinaḥ

Постигни То почитанием, вопрошением, служением.
Научат тебя Знанию джнанины, Таттву зрящие.

(Б.г. 4.34)

Чего мы стоим в своем поклонении Богу без джнаны? Стремление к джнане – верный индикатор искренности и вменяемости намерений садхака. Бхагаван уже изъяснил в Своей Шастре – Каков Он, как внимать Ему со страниц Шастры и как Ему поклоняться. Стало быть, если я действительно Его верный, какой путь я изберу: стану со всем усердием изучать Его явленную волю, или же отвернусь от говорящего мне Господа и буду прислушиваться к собственному сердцу? Первое – принцип джнаны. Джнанин всегда в высшей степени внимателен к своему Господу: где и как Он проявлен, каков подходящий принцип поклонения для того или иного проявления, каково правильное понимание происходящего события, как Бхагаван присутствует в каждом аспекте Своего творения, каково мое место в Боге... Ленивый же, махнет рукой на все эти «заумные подробности», и будет вершить сэву по собственной искренности. Да только искренность ли это? Если безразлично тебе, что Господь говорит в Своих многочисленных Шастра-откровениях, если ты на свое усмотрение выдираешь мизерный кусок из многогранного Пути, называешь его «бхакти-йогой» или еще каким пафосным словцом, а остального в Слове Вишну и знать не желаешь, чего на самом деле ты ищешь и к чему придешь?

caturvidhā bhajante māṃ janāḥ sukṛtino 'rjuna
ārto jijñāsur arthārthī jñānī ca bharatarṣabha

Четыре типа благочестивых людей поклоняются Мне, о Арджуна:
Страдающий, ищущий джнану, желающий различных благ, обладающий джнаной (джнанин), о Бхаратаршабха.

teṣāṃ jñānī nityayukta ekabhaktir viśiṣyate
priyo hi jñānino'tyartham ahaṃ sa ca mama priyaḥ

Среди них джнанин непреходяще погружен в единоустремленную бхакти. Он - лучший.
Я очень дорог этому джнанину, и он дорог Мне.

udārāḥ sarva evaite jñānī tvātmaiva me matam
āsthitaḥ sa hi yuktātmā mām evānuttamāṃ gatim

Все они благонравны, но джнанин – Мой по сути своей.
Он остается сосредоточенным на Мне, как на высшей Цели.

(Б.г. 16-18)

Как совместить в здравом рассудке, да в ясной вере, что Сам Бхагаван с такой нежностью и любовью говорит «джнанин дорог Мне», а некоторые, называющие себя Его истинно преданными душами, презрительно бросают в такого человека «гйани!»? Заметьте, именно джнанин, согласно определению Всевышнего, погружен в единоустремленную бхакти. Что это? Бессмысленная фраза, на которую не стоит обращать внимание? В Шастре таковых нет. Бхакти вне джнаны невозможно! Именно и только этим объясняются слова Кришны. Презрев джнану, какого Бога вы вдруг возлюбили и почему? Бхакти приходит как ответная реакция живого существа на то, что оное существо обнаружило в Боге, в единственно реальном Боге. Все прочее – пьяное буйство воспаленных чувств, да смакование алчными вкусами халтурных фантазий. Потому-то не видим в этих стихах, что искренний страждущий или ищущий благ, и даже желающий обрести джнану, обладают бхакти, но только познавший, джнанин. Познав, любим. Без познания некого любить, разве что придуманный идеал.

Быть может, мне возразят: мы вкладываем в слово «джнанин» совсем иной смысл. Но, простите, как же вы изучаете Слово Бхагавана, если вкладываете в Его слова не тот смысл, который вкладывает Он? Тогда, возможно, и в слово «бхакти» вы вложили какой-то свой смысл, и даже в слово «бог» вы тоже вкладываете собственное значение. Во что же вы тогда верите, чему следуете, чему можете научиться?

Базовое свойства джнанина как раз в том, что он не позволит мертвящим терминам той или иной авторитетной традиции выстроить из бездумных слов-кирпичиков склеп Истине, заменив собой свободно льющуюся живую речь Нарайаны. Он будет старательно внимать объяснениям Бхагавана, учитывая каждое слово, чтобы открытым помыслом впитать Послание Вишну. Существующие же толкования настолько хороши, насколько позволяют еще шире и целостней охватить самодостаточную Шастру, а не выломать из нее несколько терминов и концепций, назвав этот жалкий кусок «сутью Вед».

Следует принять и понять, что Сам Господь понимает под джнаной.

amānitvam adambhitvam ahiṃsā kṣāntir ārjavam
ācāryopāsanaṃ śaucaṃ sthairyam ātmavinigrahaḥ

Скромность, нелицемерность, ненасилие, способность прощать, прямота,
Почитание Ачарйи, чистота, твердость (следования), самоконтроль (послушание),

indriyārtheṣu vairāgyam anahaṃkāra eva ca
janmamṛtyujarāvyādhiduḥkhadoṣānudarśanam

Воздержанность к тому, что ценно для чувств, неподчинение аханкару так же,
Отслеживание изъянов, таких как, рождение, смерть, старение, недуги, страдание,

asaktir anabhiṣvaṅgaḥ putradāragṛhādiṣu
nityaṃ ca samacittatvam iṣṭāniṣṭopapattiṣu

Свобода от привязанностей и поглощающего внимания к детям, супруге, дому,
Постоянство и равность мышления в желательных и нежелательных ситуациях,

mayi cānanyayogena bhaktir avyabhicāriṇī
viviktadeśasevitvam aratir janasaṃsadi

Мне беспримесной йогой вершение бхакти непрерывное,
Уединенная жизнь, незаинтересованность в человеческом обществе,

adhyātmajñānanityatvaṃ tattvajñānārthadarśanam
etajjñānam iti proktam ajñānaṃyad ato 'nyathā

Постоянство в осознании определяющего (тебя) Начала, созерцание самой сути знания природы,
— Это называется джнаной, противоположное называется неведением.
(Б.г. 13.8-12)

Не заносчивая эрудированность, не упивание собственным интеллектуализмом, не пустая эквилибристика словесами, но перечисленные опытные достояния верующего разумения. Джнана! Среди аспектов (!) джнаны перечисляет Господь и бхакти, ибо в джнане, в постижении Нарайаны бхакти и приходит. Не как кирпич на голову падает «беспричинной милостью», не съедается с пылью от «лотосных стоп авторитетов», не по выслуге лет в храме дается. Когда научусь сознанием понимать Господа, когда осознаю Его присутствие во мне и во всем сущем, когда увижу верующим разумением Его безмерное совершенство, тогда и отзовется душа тем, что в Шастре названо «бхакти». Не раньше и не иначе.

bhidyate hṛdayagranthiśchidyante sarvasaṃśayāḥ
kṣīyante cāsya karmāṇi dṛṣṭa evātmanīśvare

Разбиваются путы в сердце, исчезают все сомнения,
Затихают так же и кармы, только (когда) узрен Владыка души.

ato vai kavayo nityaṃ bhaktiṃ paramayā mudā
vāsudeve bhagavati kurvantyātmaprasādanīm

Именно с этого момента познавшие с величайшим блаженством Господу Васудэве
Непрерывно вершат(переживают) бхакти, приносящую мир душе.

(Бхаг. 1.2.21-22)

Всюду в Шастре видим органическое единство джнаны и бхакти (впрочем, как и других слагающих единой йоги). Не призывает Шастра стать невежественным идиотом или оставаться таким. Только определенные идеологи по своим причинам пытаются убедить собственных адептов в том, что джнана – препятствие на пути к Богу. Бхагаван же всюду показывает цельность джнаны и бхакти.

tasmāj jñānena sahitaṃ jñātvā svātmānam uddhava
jñānavijñānasampanno bhaja māṃ bhaktibhāvataḥ


Потому, джнаной поняв Атман в себе (себя определяемым Атманом), о Уддхава, Наделенный джнаной и опытной мудростью, поклоняйся Мне в бхакти.

(Бхаг. 11.19.5)

Постойте-постойте, не к презренной ли «джнана-мишра-бхакти» Сам Кришна призывает Уддхаву? Ну да, от полноты джнаны и вершится бхаджан с бхакти. Только Шастра позиционирует такое поклонение чистым и единственно возможным, а вот известные религиозные идеологи придают этому отрицательный оттенок. С чего бы это? Возможно, джнана – раздражающее бельмо на глазу у таковых? Очень трудно внушать удобные, но самопальные «истины» людям, знающим правду или стремящимся к ней. Самим же утруждать себя детальным изучением объемной Шастры и глубокими размышлениями, а так же болезненными внутренними изменениями, очень неохота. Проще взять из Шастры пару красивых идей, а остальное обозвать «сухой гйаной». Да только не бывает джнана сухой. Она просто говорит правду, факты. Бывают люди со столь сухими сердцами, что Истина их ничуть не трогает, а потому им приходится приправлять ее слащавыми историями и будоражащими рассуждениями о любви, чтобы компенсировать свое каменносердие.

Финал джнана-ненавистников плачевен. Убеждая себя, что они размягчают свое сердце той пошлостью, которую они ошибочно именуют «бхакти», презрением к джнане становятся все более глухими к зову Шастры. Разум их становится мертвым монолитом из бездумных терминов и штампованных фраз. Что за этим монолитом? Сомнения, вызванные противоестественным вбиванием в голову догматов, которые нужно просто запомнить и прочувствовать, ибо попытки понять противопоказаны. Чем больше этот монолит, тем дольше неприятные сомнения не смогут выбраться из под него, тем дольше отсрочка того момента, когда они все-таки вылезут и потребуют объяснений – вразумительных, цельных, логичных. Приближение этого момента подсознательно чувствует каждый клеймящий презрением джнану, и, чем больше чувствует, тем больше страх заставляет его ненавидеть джнану. Но развязка неотвратима, и лучше признаться себе в этом заблаговременно.

ajñaścāśraddadhānaśca saṃśayātmā vinaśyati
nāyaṃ loko 'sti na paro na sukhaṃ saṃśayātmanaḥ

Человек, избегающий джнаны, лишенный веры, скептик, придет к гибели.
Нет ни этого мира, ни высшего (для такого); не бывать сомневающемуся счастливым.

(Б.г. 4.40)

Джнана не держит зла на своих ненавистников, не имеет любимчиков или врагов, не подкупается, ничего не прячет, не искажает под настроение, не меняется со временем. Потому, наверное, Господь и считает ее самым чистым и высоким началом.