Обновления:

Этот день может казаться неудачным. Не выполнили намеченное, усилия не принесли ожидаемые результаты, лишились чего-то ценного... Стало быть, потеряли время. Но, если в этот день удалось совершить хоть какое-то поклонение Брахману, значит, все же приблизились к Бытию Пурнам, фактически и однозначно стали ближе к финальной точке, в которой Сарвам, в которой окончательное, всесовершенное и бесповоротное Исполнение. Так пустой ли этот день? Неудачный ли? Даже на фоне крайне неблагоприятных обстоятельств, что лишают нас привычных масштабов и форм поклонения Бхагавану, никто не лишит меня возможности подумать о Нарайане, вспомнить Его Слово, мысленно говорить Его Имя, и это будет поклонением Всевышнему, переносящим меня на много световых лет вперед, к моей Цели и моему Источнику.

Размышление этой Правды погружает в Божественный уют наше сознание, освещает его надеждой, наделяет силой ясности и целенаправленности. Даже ум, будто довольно мурлыкающий кот, что растянулся возле теплой печки, млеет в светлой ясности мыслей Шраддхи. С этой глубиной продолжаем взывать к Имени, но... Уже через несколько минут устало зеваем и с рассеянностью смотрим в окно. Стало скучно, пусто, вновь мысли о важных планах, упущенном, индрийи, как голодная стая крабов, уже деловито рвут на части найденную падаль индрийа-артх.

Куда все делось?! Понятно, когда становится тяжко удерживать нечто неприятное, мрачное, гадкое, пугающее, но здесь... Начинаем думат ь, анализировать: как и почему подобное происходит? Быть может, страх, что все как-то слишком уж красиво и хорошо? Или это просто наша инертность? А еще привычка думать определенным образом. Тоже вариант. Можно перебрать так много версий, можно менять их раз за разом. Но что мы пытаемся найти? Судя по обнаруживаемым вариантам, качества. Да-да, мы перебираем качества, как причины того, почему вдруг перестаем блаженно созерцать Сатйам и погружаемся в помои желаний, страхов, воспоминаний и прочего. Но что нам дает нахождение качества? Ясность. Ясность приносит ощущение завершенности задачи, даже если проблема никуда не делась. Она и не намерена никуда исчезать. Почему же тогда так важна эта самая ясность?

Для ответа на данный вопрос необходимо понять - а что же именно нам становится ясно в итоге? Мы выделяем причиной качество или ряд таковых. Но что собой представляет качество в данном случае? Причину, почему мы отворачиваемся от того, что блаженно для самой атмы, и ныряем в откровенно неполноценное, ранящее и угнетающее нас. Так что же нам становится ясно? Мы нашли виновного. Только и всего. Что есть качество? Алгоритм, который принуждает кого-то или что-то быть и действовать определенным образом. Это то, что превращает Существительное (Кто?) в прилагательное (каков?). Ясностью для баддха-дживы является возможность переложить ответственность с себя. Я так мыслю или устремляюсь потому, что есть внутри такое вот качество. Вот, в чем проблема. Вот виновный. Не я! Это как в музыкальной шкатулке: молоточек бьет по мерзко дребезжащему колокольчику только потому, что его толкает крючок, а крючок движется только потому, что под ним вращается шестерня, и т.д. Вот она, ясность! Мы нашли какой-то действующий в нас агент природы, качество, и спихнули на него вину просто потому, что оное качество по видимости находилось ближе всего к анализируемому изменению в нас среди прочих механизмов. Эта «ясность» так желанна и утешительна, поскольку позволяет избежать нам ответственности, переложив ответственность на фрагмент природного алгоритма. Виновный найден, ясность сняла умственный зуд, можно дальше безвольно катиться по природному течению. Но если причиной прекращения погруженности в Сатйам обозначается какой-то природный алгоритм, где же тот, кто совершает йогу? Где его ответственность? Где картина бытия, в которой он является ответственным за отказ сосредотачиваться на Дхйане, но так же и ответственным за обращение к оной? Ведь это и является фактором жизни пуруши, атмы. А мертвые к Богу не приходят.