Обновления:

— Вовочка, иди уже спать!
— Мама, ну, как я могу пойти спать, если я еще не каждому в Интернет доказал, что он дурак?!

Эта всем известная шутка, увы, чрезвычайно актуальна для религиозных людей. Мне жаль человека, который буквально посвящает свою жизнь разоблачению, критике, осуждению тех, кого он избрал своими оппонентами. Не «с высока», не с надменным презрением, а с сочувствием, просто искренне жаль такого. Столь пустое и саморазрушительное существование! Будто какая-то пчела-страж, тратящая весь свой жизненный потенциал лишь на то, чтобы причинить боль кому-то, а затем умереть, потеряв яд, которым жила.

Я не намерен говорить о том, как пагубно кого-то критиковать, тем более, верующих людей, и т.п. Предмет моих рассуждений — деструктивность и бессмысленность самого принципа жизни рьяного борца. Есть только две категории людей, исходя из механизма принятия ими тех или иных религиозных постулатов: следующие за природными побуждениями, и ниргуна-йоги, принимающие что-либо только потому, что оно объективно правильное. Как объясняется в Бхагавад-гите (с 16.23 по 17.2), человек, следующий за своей природой во всем, следует за ее порывами и в религиозных вопросах. Потому принимает он то учение, которое вызывает приятный отзыв в его природных склонностях. И ничего иного он просто не способен учесть. Так что толку в отчаянных попытках критиковать его убеждения? И бестолковость заключается не в том, что заведомо не получится перетащить его на свою сторону, а в том, что перейдет он по тому же принципу – у Вас получится подобрать доступ к его набору природных программ, и он безвольно перетечет в Ваш лагерь лишь потому, что рекламная компания прошла успешно, и Ваш «товар» теперь вызывает в его потребительских запросах больше приятных ощущений, чем аналог у ненавистных конкурентов. Ниргуна-йог сам, без психологической обработки и споров, способен устремлять себя к правильному, ибо «правильное» для него единственный актуальный критерий, и плевать, какой отзыв дает собственное природное нутро. В чем же толк день за днем обливать грязью и обличать перед ним те или иные верования?

Конечно, любой религиозный человек время от времени, сталкиваясь с ошибочными (на его взгляд) суждениями, для самого себя или публично отмечает их ошибочность, проводит анализ, сверяется с Писаниями. Это неизбежно и нормально. Однако, когда вместо Садханы человек выбирает себе жертву и становится охотником, думающим лишь о том, как бы подловить, ужалить, разоблачить, унизить, опровергнуть своего оппонента, это уже близко с психическому расстройству, некая маниакальная, навязчивая идея правит таковым. Читая Писания, он целенаправленно выискивает и отбирает для себя доводы к следующему «крестовому походу». Не учится у Бхагавана и Риши, не анализирует, не исправляет себя, ибо главной артхой выступает такая находка, при которой он сможет злорадно воскликнуть – «Ага, я же говорил!» А после уж остается лишь пришибить противника «цитаткой», будто соседского мальчишку метко брошенным булыжником.

Идейный обличитель будет с одинаковым остервенением клевать и какого-то условного врага, что жил, мыслил и писал столетия назад, и тех, кто совсем недавно были его братьями по убеждениям. Последних, как показывают мои наблюдения, он будет атаковать даже с большей одержимостью. Еще вчера таковой, презрительно насмехаясь над невежеством идейных чужаков, высоко поднимал флаги школы, которую ныне столь же увлеченно оплевывает. Показать всем оставшимся «там» их тупость, беспринципность и безграмотность становится его новым религиозным флагом, который он самоотверженно несет высоко над головой. Очевидно, до того момента, пока нынешняя школа с ее постулатами не окажется пройденным этапом, и тогда она станет очередной целью его яростных нападок. Создается впечатление, что столь усердный поиск недостатков «оставшихся там» и демонстрация им собственного превосходства, всего лишь попытки доказать самому себе, что отвержение старого и переход к новому – это не предательство и не слабость, но объективно обоснованный выбор. Но только у психологически нездорового человека подобные попытки принимают формат компенсации собственных комплексов за счет ментального насилия над другими.

Вполне ожидаемо, что таковой совершенно не считает свою одержимость чем-то дурным, опасным или бесполезным. Наоборот, ему мнится, что он «воин Господень», спасающий заблудших. Для подтверждения собственной мнительности без труда можно надергать и переврать уйму цитат. Достаточно будет крылатой фразы «Побеждает Истина, а не ложь». Ну вот, стало быть, необходимо сражаться за Истину и сокрушать заблуждение! Хотя никакого побуждающего призыва тут нет, есть лишь констатация очевидного – Истина всегда вне поражения, ибо она есть неизменная Реальность, а все прочее лишь в воображении невежд. Но разве дело в объективной позиции Писания? Есть навязчивое побуждение крушить и самоутверждаться, а уж обоснование под такое творчество всегда можно состряпать.

Что ждет этого «воителя»? Нет оснований полагать, что его внезапно постигнет кара небесная. Вряд ли он покроется проказой в назидание прочим. Просто он так и будет жить терзаемым своими комплексами и терзающим окружающих. Он может сгинуть в полной безызвестности, оставаясь в компании лишь своей одержимости, а может сколотить большое общество почитателей, только никакой из вариантов не изменит его внутренний мир. Каков его внутренний мир?.. Он может увидеть его и сам, изолировав себя этак на полгода от всякого общения, прекратив свои разоблачающие публикации и мысленные споры с оппонентами; только молитва Имени Господнему, самоанализ и исправление себя, тапасйа сдерживания ума и чувств, что, как известно, является лучшей из Дхарм, да поучение себя Шастрой. И поучение именно себя, а не марафон по выискиванию и систематизации доводов для будущих сражений! Тогда и станет для него очевидным, есть ли собственная духовная жизнь, или пусто внутри без религиозных баталий в социуме.