В этот день Вайшнавы поклоняются Матери учености, Матери знания – Сарасватидэви. По сути дела, она – та, кем произносят Веду. Шастра говорит, что Сарасвати является покровительницей искусств, она – музыкальный слух, Богиня риторики и литературы, изобразительных искусств, Богиня речи. Сарасвати занимает в сонме небожителей поистине уникальное место.

Многие люди признают тот факт, что талант происходит от Всевышнего. Есть такое выражение: «музыкант от Бога», «хирург от Бога» и пр. Подразумевают при этом, что человек очень ярко наделен тем или иным талантом. Как реки берут свое начало в мировом океане, так таланты берут свое начало в Боге. И этот факт признают многие люди. Но очень немногие могут признать, что эти реки также и возвращаются в океан. Любой талант не только берет свое начало во Всевышнем, но и направлен к Нему. Ради этого он существует, в этом его предназначение и его природа. Это не пафосный идеализм или оторванная от реальности набожная философия, но отображение реальности. Так же как круговорот воды в природе это реальный факт: реки берут свое начало в мировом океане и в него же возвращаются, стремятся к нему. Таков естественный закон природы.Точно также происхождение и устремление таланта - это отображение естественных свойств бытия.

Для дхармина естественно принимать эти таланты от Всевышнего и направлять их на Него, исполняя свой долг, свое предназначение, совершая ими поклонение Всевышнему. В чем угодно. Арджуна был чрезвычайно талантливым воином. Когда его Гуру обучал Арджуну и его братьев, он поместил чучело птицы на ветку дерева, и по очереди они подходили, чтобы выпустить стрелу. Гуру говорил: «Вы должны попасть точно в глаз этой птицы». И когда подходили ученики, Гуру спрашивал: «Что ты видишь?». И тем, кто отвечал: «Я вижу дерево», «Я вижу птицу» и т.д. – Гуру говорил: «Уходи». Но когда подошел Арджуна и прицелился, на вопрос Учителя он ответил: «Я вижу глаз птицы». «Видишь ли ты что-нибудь еще?», - спросил Гуру. «Нет, я могу видеть только глаз птицы». «Тогда стреляй». Это талант воина. Это не то, что можно записать в шпаргалки, чтобы потом правильно по ним поступать. Это то, что приходит изнутри, то, к чему призывает твоя природа: ее способности, могущества, ее особые свойства. Этому нельзя просто научиться в школе. Это нельзя сымитировать. Это предопределение, исходящее свыше.

Вайшнав, дхармин использует это в служении Богу, этим он поклоняется Ему, этим он принадлежит Всевышнему. Арджуна воевал, выполнял свой долг кшатрийа. Кто-то умеет танцевать, как танцовщицы в храме Вишну. И их природный талант выражает их понимание своего предназначения для Всевышнего. Кто-то обрел от Сарасвати дар красноречия и стал замечательным философом, мыслителем, оратором. И если это дхармин, для него совершенно естественно не красоваться таковым даром, не делать на нем бизнес, а посвящать его Всевышнему.

Каков бы ни был талант, человек без определенного фактора находится в очень убогом положении, в страшном положении. Этот фактор – знание. Внутри человека, наделенного талантами, но не наделенного Божественным знанием, не присутствует понимание, откуда и куда движется этот талант. Тот, кто думает, что это его собственные гениальность и упорство принесли ему такие способности, на самом деле не может воспользоваться ими. В нем проявлен талан, но такой человек вечно обделен талантом. Он подобен тому, кто плывет по реке таланта, окруженный водой, вода несет его, но при этом, сколько он плывет по реке, столько он испытывает жажду. Он полностью покрыт стихией воды, но вместе с тем, он словно в безводной пустыне. Он переполнен талантом, но он не может им насытиться. Он вечно голоден, вечно истязаем этим талантом, потому что его отношение к этому дару совершенно противоестественное.

Тот, кто наделен самым главным талантом – Божественной джнаной, может воистину напиться даже из маленькой плошки воды. Поэтому в Гите мы встречаем удивительные слова Шри Кришны: «Лучше исполнять свое предназначение, пусть даже не очень совершенно, пусть даже в малых возможностях, чем пытаться исполнять, вроде как, идеально несвойственное тебе».

Эти слова имеют глубокое значение. Речь идет не о народной мудрости: «всяк сверчок знай свой шесток» или о том, чтобы скромно нести свой крест. Речь идет о понимании, о таинстве: чем ты наделен, к чему ты призван? Степень призванности может быть разной. Есть человек, о котором нельзя сказать, что он одарен талантами, блещет искусствами или моментально все запоминает, или имеет особое чутье на что-то. Очень простой, маленький, серый человек. Но практически в каждом есть что-то от этого моря таланта. Чем-то он наделен от Сарасвати. Может быть, это проявляется в небольшой степени. Но, если принять это как дар Всевышнего, джнана сделает этот дар великим достоянием. В этом малом ты будешь велик. Ты будешь исполнен осмысленности, внутреннего удовлетворения от реализации твоего предназначения. Насколько ты предназначен, настолько ты исполняешь. Самое совершенное положение в этом мире! Это положение гораздо выше, чище, совершенней и комфортней, чем положение человека, наделенного талантами, но не наделенного знанием о них и своем предназначении. Такой человек всегда страдает. Он всегда пуст. В нем полнота, но он умудряется быть абсолютно пустым, неприкаянным, вечно мучимым неутолимой жаждой. А тот маленький человек, который обладает малыми талантами, но наделен джнаной, всегда полон сам в себе, полон этим талантом, его использованием и пониманием предназначения этого таланта.

Эту джнану дает мать Сарасвати, Богиня учености, которая проливает свет на таинства, на смысл всего, с чем бы мы ни столкнулись внутри или вовне себя. Именно поэтому ее положение совершенно уникальное. Она не только вкладывает в уста человека красивое слово, но – жизнь этого слова, понимание этого слова. Сарасвати наполняет человека предназначением и способностью реализовать это предназначение. Именно поэтому люди Дхармы так почитают Сарасвати. Попросим в своих сердцах и мы, чтобы мать Сарасвати пролила на нас свою милость и наполнила пониманием того предназначения, к которому мы призваны. Нет плохого предназначения, есть плохое понимание этого предназначения. Попросим Сарасвати, чтобы это плохое понимание было устранено. Тогда, к чему бы мы ни были призваны, наша жизнь принесет нам успех.

Транскрибация аудиозаписи - февраль 2012 г.