Бхагавад Гита 1 глава стихи 28-30


dṛṣṭvemān svajanān kṛṣṇa yuyutsūn samavasthitān
sīdanti mama gātrāṇi mukhaṃ ca pariśuṣyati

Арджуна произнес:
Увидев этих близких, о Кришна, желающих битвы и готовых к ней,
Слабеют (все) части тела моего, и уста иссыхают.

(Б.г. 1.28)
vepathuśca śarīre me romaharṣaśca jāyate
gāṇḍīvaṃ sraṃsate hastāt tvak caiva paridahyate

Дрожь в теле моем и волосы вздыбились,
(Лук) Гандива выпадает из рук и кожу жжет.

(Б.г. 1.29)
na ca śaknomyavasthātuṃ bhramatīva ca me manaḥ
nimittāni ca paśyāmi viparītāni keśava

И не способен я оставаться на ногах, помысел мой бродит...
Предзнаменования дурные я вижу, о Кешава!

(Б.г. 1.30)

Пояснения:

Эти слова напрочь отметают саму возможность того, что в Гите может использоваться театральная постановка «все это сказано, чтобы нам преподать урок, а на самом деле...». Арджуна в самом деле оказался в очень непростом положении. Мы имеем дело с настоящей трагедией, и эмоциональный надлом – лишь верхушка айсберга.

Арджуна оказался перед труднейшей дилеммой. В чем дилемма? Арджуна струсил? Его вдруг охватила плотская привязанность к родне, находящейся во вражеском стане? Или, как отмечают некоторые комментаторы, этот веда-вадин и близкий друг Кришны был грубым материалистом, считавшим себя «этим телом»? Ничего такого и близко нет. Арджуна «потерялся» между доводами Дхармы и... доводами Дхармы. Это становится ясным из последующих подробных пояснений самого Арджуны. К ним нужно отнестись очень серьезно и внимательно, ибо оные пояснения вовсе не нытье сентиментального солдата, но положения Дхармы, некорректное восприятие которых и привело к внутреннему противоречию Арджуны.

Сваджаны, упоминаемые другом Кришны, отнюдь не только кровная родня. Буквально, это люди, которые «мне свои»: наставники, други, доброжелатели, подопечные и родственники, разумеется, также. Суть не в том, что у Арджуны вдруг рука не поднялась на тех, с кем он связан эмоционально. Правильно ли с точки зрения Дхармы сражаться со сваджанами? У Арджуны нашлись доводы и за (иначе, почему он вообще оказался на Курукшетре?), и против.

Знаменательны заключительные слова этих стихов. Даже если Вишну рядом с нами, если мы с Ним на одной стороне, и исполняемое дело, таким образом, самое праведное из всех возможных, мы будем видеть дурные предзнаменования и ожидать пагубные последствия, коль скоро помысел бродит среди неясностей Дхармы. Вот почему Господь так подробно и последовательно излагает необходимую Джнану, а не заявляет Арджуне: просто следуй Моему приказу! Ясность в Дхарме – вот смысл и содержание Бхагавад Гиты.



Перейти к началу страницы