![]() | ||||
Бхагавад Гита 1 глава стихи 31-35
na ca śreyo 'nupaśyāmi hatvā svajanam āhave
na kāṅkṣe vijayaṃ kṛṣṇa na ca rājyaṃ sukhāni ca
Никакого блага не вижу, убивая близкого в бою. Не хочется мне ни победы, о Кришна, ни царствования, ни радостей. (Б.г. 1.31)
kiṃ no rājyena govinda kiṃ bhogair jīvitena vā
yeṣām arthe kāṅkṣitaṃ no rājyaṃ bhogāḥ sukhāni ca
К чему нам царствование, о Говинда, к чему услады или годы жизни? Которых ради желанно нам царствование, достояния и радости... (Б.г. 1.32)
ta ime 'vasthitā yuddhe prāṇāṃstyaktvā dhanāni ca
ācāryāḥ pitaraḥ putrāstathaiva ca pitāmahāḥ
Те стоят против (нас), оставив свои жизни и имущество – Учителя, предки, сыновья, а так же деды, (Б.г. 1.33)
mātulāḥ śvaśurāḥ pautrāḥ syālāḥ saṃbandhinastathā
etānna hantum icchāmi ghnato 'pi madhusūdana
Дядья, тести, внуки, шурины, родственники. Этих не желаю убивать, пусть даже убиваемый (ими), о Мадхусудана, (Б.г. 1.34)
api trailokyarājyasya hetoḥ kiṃ nu mahīkṛte
nihatya dhārtarāṣṭrānnaḥ kā prītiḥ syājjanārdana
Даже ради правления всем тримирьем, тем более Землей. Уничтожив сторонников Дхритараштры, какое удовлетворение обретем, о Джанардана? (Б.г. 1.35)
Пояснения: Арджуна начинает с того, что лежит на поверхности, с очевидного. Будучи кшатрием, он не против сражения. Но каков результат, какое благо обретет Арджуна, вступив в этот бой? Очевидным достижением битвы за царство будет возможность царствовать. Достойное воздаяние, тем более что административно-покровительствующие функции – часть Дхармы кшатрийа. Однако, смысл царствования в том, чтобы защищать и оказывать поддержку своим соратникам, верноподданным, близким, друзьям – сваджанам. В этой же битве сваджаны стоят напротив Арджуны, оставив свои богатства и саму жизнь. И победа Арджуны подразумевает, что он заберет их жизни, дома, богатства. Чтобы получить царство, в котором он будет защищать сваджанов, ему предстоит уничтожить сваджанов. Это патовое положение. С одной стороны, Арджуну зовет долг к участию в битве, с другой – результат исполнения этого долга видится Арджуне настолько бессмысленным, что он не обнаруживает оснований защищать собственную жизнь. Зачем оборонять себя и вступать в бой, если победа в этом бою лишит его смысла и возможности дальше выполнять сва-карму кшатрийа? |
   | |||