Бхагавад Гита 1 глава стихи 36-38


pāpam evāśrayed asmān hatvaitān ātatāyinaḥ
tasmānnārhā vayaṃ hantuṃ dhārtarāṣṭrān sabāndhavān
svajanaṃ hi kathaṃ hatvā sukhinaḥ syāma mādhava

Грех, несомненно, пленит нас из-за убийства этих губителей,
Поэтому не стоит нам убивать сторонников Дхритараштры.
Убив своего, как счастлив стану, о Мадхава?

(Б.г. 1.36)
yadyapyete na paśyanti lobhopahatacetasaḥ
kulakṣayakṛtaṃ doṣaṃ mitradrohe ca pātakam

Даже если эти, мыслящие лишь алчностью, не видят
Разложения династии пагубу и в предательстве друга причины падения,

(Б.г. 1.37)
kathaṃ na jñeyam asmābhiḥ pāpād asmānnivartitum
kulakṣayakṛtaṃ doṣaṃ prapaśyadbhir janārdana

Почему нами здравомыслящими не должно быть остановлено
Распознанное, от греха происходящее, династии уничтожение, о Джанардана?

(Б.г. 1.38)

Пояснения:

Не только бесполезная, не приносящая желанных плодов, но и греховная — такой видит предстоящую битву Арджуна. Вишну-смрити кратко и емко говорит о природном долге кшатрийа: kṣatriyasya kṣititrāṇam, защита рода — долг кшатрийа. Арджуне же предстоит уничтожать родственников, наставников, друзей. Разве это не против Дхармы?

С другой стороны, в той же Вишну-смрити (5.189-190) сказано следующее:

guruṃ vā bālavṛddhau vā brāhmaṇaṃ vā bahuśrutam
ātatāyinam āyāntaṃ hanyād evāvicārayan
nātatāyivadhe doṣo hantur bhavati kaścana

Гуру ли, ребенок или взрослый, брахман или многое познавший,
Ататаина (убийцу, губителя) пришедшего следует уничтожить, не проводя различий.
На убившем ататаина нет вины убийцы.

На первый взгляд, это полностью соответствует обсуждаемой ситуации. Перед тобой стоят ататаины, губители, так выполни свой долг! Рекомендация есть, и она однозначна, но для Арджуны не все так просто.

Ататаин – умышленно творящий зло, осмысленно убивающий. Однако Арджуна видит перед собой тех, кто не мыслит ясно, не сознает всей пагубности собственных намерений. Противник способен зреть лишь алчностью, а потому не знает дурных последствий своего участия в битве. Арджуна знает их. Если он не откажется от боя, кто будет на самом деле ататаином – он, умышленно идущий на вырезание своего рода, или те слепые, что видят лишь вожделенные власть и богатство? Для Арджуны это серьезный довод: если победа сделает нас преступниками, то победа не лучше поражения, а значит, оснований вступать в бой вообще нет.



Перейти к началу страницы