Бхагавад Гита 1 глава стихи 44-46


aho bata mahat pāpaṃ kartuṃ vyavasitā vayam
yad rājyasukhalobhena hantuṃ svajanam udyatāḥ

Увы, великий грех совершить намерены мы,
С жаждой до царского счастья поднявшиеся убивать близкого!

(Б.г. 1.44)
yadi mām apratīkāram aśastraṃ śastrapāṇayaḥ
dhārtarāṣṭrā raṇe hanyustanme kṣemataraṃ bhavet

Если меня беспомощного, безоружного вооруженные
Дхритараштровы (сторонники) в бою убьют, то мне спокойней будет.

(Б.г. 1.45)
evam uktvārjunaḥ saṃkhye rathopastha upāviśat
visṛjya saśaraṃ cāpaṃ śokasaṃvignamānasaḥ

Так говоря посреди поля боя, находящийся в колеснице сел,
Охваченный сожалением, отбросив лук со стрелами.

(Б.г. 1.46)

Пояснения:

В силу пагубности последствий истребления сваджанов, Арджуне омерзительна сама мысль сражаться из желания счастья, которое переживает царствующая особа. Это огромное злодеяние. Победа сама по себе — ничто. Радость, происходящая в греховном деянии, для человека Дхармы невыносимая тягота.

В сомнениях Арджуны, в его позиции вырисовывается способность быть учеником. Для годного к ученичеству комфортней терпеть лишения и страдания, нежели вкушать счастье в неправедности. Сей ученик Кришны обдуманно выбирает поражение и смерть, с презрением отворачиваясь от царствования ценой гибели в греховном вырождении династий. В завершающих словах Бхагавад Гиты Господь говорит о свойствах тех, кто способен учиться этой беседе о Дхарме:

idaṃ te nātapaskāya nābhaktāya kadācana
na cāśuśrūṣave vācyaṃ na ca māṃ yo 'bhyasūyati

Тебе не стоит говорить это тому, кто игнорирует аскезу, лишен всякой преданности,
Не склонен слышать, а так же тому, кто возмущается Мной. (Б.г. 18.67)

Первым же упоминается atapaska, чуждый принципу тапасйи. Таковой, даже узнав правду, все равно изберет приятное, пусть и далекое от Дхармы. Принять поражение или страдание ради того, что праведно, для него вовсе не предпочтительный вариант. Он не способен учиться, менять себя. Арджуне же спокойней избрать поражение и собственную смерть, нежели неправедное, пусть и сулящее свойственное кшатрийу (!) счастье царствования. Именно благодаря наличию такой системы ценностей у Арджуны, Господь рассматривает его пригодным для целостного и последовательного объяснения йоги.



Перейти к началу страницы