Бхагавад Гита 2 глава стихи 39-40


eṣā te 'bhihitā sāṃkhye buddhir yoge tvimāṃ śṛṇu
buddhyā yukto yayā pārtha karmabandhaṃ prahāsyasi

Объясненное тебе (в рамках) санкхйи (рационального анализа), услышь в (категориях) буддхи-йоги,
Партха, усердствующий разумением, коим рабство кармы ломается.
(Б.г. 2.39)

nehābhikramanāśo 'sti pratyavāyo na vidyate
svalpam apyasya dharmasya trāyate mahato bhayāt

Здесь нет бесплодности усердия и неведомо разочарование.
Даже малая толика этой Дхармы хранит от великой опасности.
(Б.г. 2.40)

Пояснения:

Пояснениям буддхи-йоги предшествует санкхйа, рациональный анализ. Это не случайная последовательность изложения тем Бхагавад-гиты, и не «градация йог» от низшей к высшей, но здравая эволюция в йоге. У истоков стоит смелая и прагматичная оценка себя самого, воспринимаемой реальности: «Есть кармы, которые я хочу выполнять, а есть те, которые мне нелюбы... Почему? Потому, что одни меня манят счастьем, а другие отпугивают скорбью. Выходит, что ожидаемые плоды-ощущения полностью управляют мной. А на каком основании я столь безоговорочно принимаю, что ощущения счастья и несчастья являются самодостаточными критериями? В чем принципиальная разница между ними?» Это пример одного из составляющих санкхйи, бесстрастного анализа, бросающего вызов гипнотическому существованию в самсаре и взыскивающего Правду.

В санкхйе мы находим непременное условие для погружения в йогу — актуальность. Речь не идет о том, что до практики йоги обязательно нужно «пройти курсы» санкхйи. Но совершенно необходима адекватная причина, чтобы человек обратился к йоге разумения, и причина эта вовсе не мутные ноющие ощущения «что-то там (на небе) есть», и не безотчетное побуждение из сердца, ввиду вкусности индийских сладостей и непередаваемой неги киртана. Все, что приходит изнутри само, так же спонтанно и неконтролируемо затем исчезает или трансформируется во что-то иное. Это совершенно неподходящее основание для йоги. Потому Бхагаван говорит Арджуне: na hyasaṃnyasta saṃkalpo yogī bhavati kaścana Не отказавшийся от внутренних побуждений, йогом быть не может. (Б.г. 6.2)

Бесстрастным анализом человек находит причину для буддхи-йоги, и причина эта в буддхи, в разумении, а не в спонтанных импульсах, вкусах, интуиции, вдохновении и прочих сиюминутных фантомах. Объективно обнаруженное положение дел в самсаре остается таковым постоянно, и не меняется вместе с погодой или настроением, потому буддхи-йога будет неизменно актуальной и обоснованной для йогина. Вот почему на пути сей Дхармы не бывает разочарования или бесплодности. Человек постоянно имеет дело с объективными вещами, по объективным причинам и под объективным руководством Шастры. И даже малое продвижение в буддхи-йоге — продукт зрелого разумения, а не случайный порыв. Потому оный результат остается монолитной частью сознания йогина, позволяя ему никогда не терять из виду Истину.



Перейти к началу страницы