Бхагавад Гита 2 глава стих 44


bhogaiśvarya-prasaktānāṁ tayāpahṛta-cetasām
vyavasāyātmikā buddhiḥ samādhau na vidhīyate

У привязанных к тому, чем можно наслаждаться и владеть, у тех, чье сознание увлекается прочь,
Усердствующего разумения в концентрации не бывает.

(Б.г. 2.44)

Пояснения:

Продолжая объяснять основы буддхи-йоги, Всевышний вновь обращается к устройству тех, кто не подходит для нее. Испытывающие влечение к усладам и обладанию, и те, чье сознание постоянно уносится прочь, это не разрозненные примеры неподходящих, но две составляющих одного целого: есть то, к чему устремлены вожделеющие чувства, и есть сознание, которое безвольно течет за вожделеющими чувствами. Таков принцип существования кама-адхикарина, живущего как щепка в речном потоке. Его сознание — не более чем флигельный петух, послушно поворачиваемый ветром. Потому направлять свое сознание он не может вовсе, а именно самостоятельное усердие сознающего является основой буддхи-йоги. Собственно, буддхи-йога — не какой-то отдельный, самостоятельный вид религиозной практики, это органическая часть единственно существующей йоги. Она подразумевает усердие разумения самостоятельным и осмысленным волеизъявлением индивидуума. Если же сознание не направляет разумение к благому, настоящему, оно бесконтрольно увлекаемо к тому, чем можно наслаждаться и чем можно владеть. Йога в таком случае невозможна. asaṁyatātmanā yogo duṣprāpa iti me matiḥ Без самоконтроля йога недосягаема. Таково Мое убеждение. (Б.г. 6.36)



Перейти к началу страницы