Бхагавад Гита 2 глава стихи 47-48


karmaṇy evādhikāras te mā phaleṣu kadācana
mā karma-phala-hetur bhūr mā te saṅgo ’stv akarmaṇi

Только в действии твоя способность есть, и никогда в результатах!
Не пытайся быть причиной результатов деятельности, (но и) не будь увлеченным бездействием.

(Б.г. 2.47)

yoga-sthaḥ kuru karmāṇi saṅgaṁ tyaktvā dhanañjaya
siddhy-asiddhyoḥ samo bhūtvā samatvaṁ yoga ucyate

В йоге утвержденным будь, отрекшись от увлеченности в кармах, о Дхананджайа,
К достижению и не достижению цели индифферентным став. (Такая) индифферентность называется йогой.

(Б.г. 2.48)

Пояснения:

Бхагаван не говорит здесь о стороне мироустройства, мол, есть у человека способность (адхикар) совершать действия (карму), но плоды принадлежат не ему. Такое пояснение было бы неуместным в контексте, да и не правильным. Вскоре Господь скажет Арджуне:

prakṛteḥ kriyamāṇāni guṇaiḥ karmāṇi sarvaśaḥ
ahaṃkāra-vimūḍhātmā kartāham iti manyate

Гунами материальной природы совершены все действия,
Одураченная аханкаром, душа думает – я совершающий.

(Б.г. 3.27)

karmaṇy evādhikāras te mā phaleṣu kadācana означает, что природная способность, призвание конкретного человека присутствует в его кармах, в том, что он призван исполнять, а не в плодах этих действий. Нарушения в целостности Джнаны Арджуны привели к тому, что он начал думать подобно, упомянутым ранее, любителям Вед, монолитно связывая карму и пхалам. Проводя суждения лишь в рамках частности (малого колодца), игнорируя целостность (большой водоем) Вед, Арджуна переносит свои обязанности и права на результаты исполнения долга, потому исходит не из предписаний для кшатрийа, но из пугающего воображения возможных негативных последствий битвы, в которой ему предстоит участвовать. Между тем, его долг определяется кшатрой, tadetad kṣatrasya kṣatraṁ yaddharmam, кшатрийа кшатра – вот, что есть Дхарма (БАУ. 1.4.14). Адхикар кшатрийа присутствует в предписанной деятельности (битве), но не в ее результатах.

Красной нитью по всей Бхагавад-гите проходит объяснение принципа изъятия своих корней из самсары. Для оного изъятия и требуется разорвать воображаемую связь между действием в рамках своей Дхармы и результатом. «Не пытайся быть причиной результатов деятельности». Твоя способность, твой долг, твое призвание в карме, вот и сосредоточься только на исполнении кармы, но не пытайся взваливать на себя груз результатов, какими бы они ни были. Сражайся, а не думай о последствиях сражения, как о результатах твоих усилий.

Не будь, как «любители Вед», видящим лишь малый колодец объяснений траигунйи и стремящимся средствами кармы к вожделенным результатам (или прочь от пугающих). Утвердись в йоге! Как? Отвергни увлеченность кармой. Как можно избавиться от затягивающей увлеченности кармой? siddhy-asiddhyoḥ samo bhūtvā, став безразличным к плодам кармы. Цель кшатрийа не в том, чтобы победить (или проиграть) в битве, но в том, чтобы вступить в битву. mā te saṅgo ’stv akarmaṇi — не в бездействии выход. Карму исполняй, но видь свое призвание исключительно в исполнении предписанной кармы, оставаясь полностью отстраненным от любых результатов исполнения кармы. samatvaṁ yoga ucyate — такая великая ответственность к карме с полной индифферентностью к ее плодам (саматва) и называется йогой.



Перейти к началу страницы