Бхагавад Гита 2 глава стихи 49-51


dūreṇa hyavaraṃ karma buddhiyogād dhanaṃjaya
buddhau śaraṇamanviccha kṛpaṇāḥ phalahetavaḥ

Несомненно, (сама по себе) карма куда менее важна, чем буддхи-йога, о Дхананджайа.
В разумении ищи прибежище. Убоги те, кто мотивированы результатами.

(Б.г. 2.49)

buddhiyukto jahātīha ubhe sukṛtaduṣkṛte
tasmādyogāya yujyasva yogaḥ karmasu kauśalam

Использующий разумение отстраняется от обоих — и благонравных, и вредоносных дел.
Потому, будь усердствующим (лишь) ради йоги. Йога в кармах благословенна!

(Б.г. 2.50)

karmajaṃ buddhiyuktā hi phalaṃ tyaktvā manīṣiṇaḥ
janmabandhavinirmuktāḥ padaṃ gacchantyanāmayam

Порождаемый кармой плод отстранив, действующие разумом мудрецы,
Избавленные от уз перерождения, достигают бытия, свободного от патологий.

(Б.г. 2.51)

Пояснения:

Почему вообще сравнивается карма и буддхи-йога? Человек предвзятый вполне серьезно начнет сопоставлять некие две йоги – карма-йогу и буддхи-йогу, выделив оных в два самодостаточных религиозных направления. В результате мы увидим превосходство одной йоги над другой, а затем совершенно бессмысленное детальное изъяснение каждой. Действительно, к чему нужен подробный экскурс пути, который заведомо хуже другого?

Само слово «yoga» имеет ту же основу, что и используемое в этих стихах слово «yukta» (buddhiyuktaḥ). Это основа yuj, использование чего-то. Кто совершает буддхи-йогу? buddhiyuktaḥ, использующий разумение. Использование разума – и есть определяющий принцип буддхи-йоги. Почему он важнее, нежели исполнение карм? Потому, что кармы сами по себе, благоприятный у них исход, или вредоносный, исполняются импульсами пракрити, которые выражаются в человеке мотивами результатов. Такое положение живого существа Бхагаван называет убогим. kṛpaṇāḥ phalahetavaḥ Кармы могут давать иногда благоприятные результаты, иногда дурные, но принципиальной разницы нет, поскольку рабское безволие не в результатах карм, а в мотивах, состоянии марионетки, управляемой импульсами вкусов будь-то саттвы, будь-то тамаса.

yāvan mano rajasā pūruṣasya sattvena vā tamasā vānuruddham 
cetobhir ākūtibhir ātanoti niraṅkuśaṁ kuśalaṁ cetaraṁ vā 

Покуда мышление человека раджасом, саттвой или тамасом направляемо,
Мыслями и желаниями рыскает бесконтрольно, то в благом, то в пагубном.

(Бхаг. 5.11.4)

Потому и говорится, что сама по себе карма не столь уж важна, ибо за ней стоят бесконтрольные и чужеродные движущие силы. Но использование (yuj) разумения (буддхи-йога) позволяет перестать быть заложником карм и их плодов. Подразумевает ли это внезапное прекращение карм? Нет. Буддхи-йога означает отстраненность от любых плодов кармы и исполнение долга ради правильности, а не по причине влечения к результатам. Это фундаментальный разрыв безначальной связи атмы и пракрити. yogāya yujyasva – означает, что мотивом йоги будет сама йога, исполнение праведного ради исполнения, а не возможности ощутить, как воздействие отзывается в нас и окружающем мире изменением. Это и есть начало извлечения своих корней из самсары. Именно такое положение именуется началом пути к освобождению от патологичного бытия.



Перейти к началу страницы