Бхагавад Гита 2 глава стих 54


arjuna uvāca
sthitaprajñasya kā bhāṣā samādhisthasya keśava
sthitadhīḥ kiṃ prabhāṣeta kimāsīta vrajeta kim

Арджуна произнес:
Утвержденного в разумении каково определение, как объяснить того, кто находится в самадхи, о Кешава?
Неизменный в помысле как говорит, находится в покое, и как действует?

(Б.г. 2.54)

Пояснения:

О чем спрашивает Арджуна Господа? Неужели, он и правда интересуется походкой, лексиконом, манерами и прочими стилистическими атрибутами зрелого йогина? Для чего ему это? Заниматься дешевым подражательством, или он наивно полагает, что от копирования речи, движений и образа жизни утвержденного в разумении он и сам станет таковым? Ни уважение к Арджуне, ни здравый смысл, ни последующие ответы Бхагавана не дают нам возможности заключить подобное.

Если мудрый не живет побуждением к плодам (Б.г. 2.47-51), если он индифферентен ко всяким волнительным мечтаниям на религиозную тематику (Б.г. 2.52-53), чем он движим? Если его не побуждают покоиться или действовать вожделенные плоды карм, на основе чего он совершает усилия или удерживает себя в покое? Каков мотив произносимых им слов? Не к плодам ли подталкивают человека внутренние побуждения? Если же йог безразличен к плодам, значит, он безразличен и к побуждениям. А если так, то как же он действует? Ради чего? Что им движет? Что стоит за его речью, если за речью обычного человека стоят его желания, вкусы, обиды, и прочие тянущие поводыри? Именно об этом вопрошает Арджуна.



Перейти к началу страницы