Бхагавад Гита 2 глава стих 56


duḥkheṣvanudvignamanāḥ sukheṣu vigataspṛhaḥ
vītarāgabhayakrodhaḥ sthitadhīrmunirucyate

В несчастье без сокрушения (чей) помысел, в счастье отстраненность от восторженного удовольствия,
Пресекающий спонтанное влечение, боязнь, ярость, именуется мудрецом неотступно созерцающим разумением.

(Б.г. 2.56)

Пояснения:

Немало можно найти людей, которые высоко оценят способность не сокрушаться, не травить себя горестной скорбью, когда приходит состояние несчастья. Но не найти тех, кто хотел бы сделать свое счастье блеклым, лишив его исступленного удовольствия. Человек, как и животное, всегда стремится сократить интенсивность несчастья, но при этом увеличить или сохранить интенсивность счастья. В этом аксиоматичный смысл и базовый принцип существования частью пракрити. Таков алгоритм камы, внутренних побуждений, именуемых великими святыми «семенем самсары». bhaktaṁ kāmeṣv acodayat bhavān saṁsāra-bījeṣu hṛdaya-granthiṣu prabho , ...Бхакту подталкиваешь к желаниям, которые есть семена самсары и путы для сердца, о Господь. (Бхаг. 7.10.3) saṁsāra-bījam построено на элементарной двуполярности — бег от несчастья и бег к счастью, всяческое ослабление первого и усиление второго. Здесь не нужна истина, не нужно разумение, природное сделает все само, что в случае животного, что в случае человека и даже небожителя. Разорвать бездумный бег невозможно лишь избавлением себя от страха кнута, нужно так же лишить себя и обольщения пряником.

Из стиха следует, что йог отсекает не только разрозненные желания, но удерживает себя индифферентным и к состояниям. «Несчастье» и «счастье» - это именно состояния, ощущаемое, а не происходящее событие, которое можно истолковать, как дурное или приятное. Из стиха так же очевидно, что к утвержденному в мудрости, обычные для любого обусловленного существа, ощущения счастья и несчастья приходят тоже. Речь не идет о том, что созерцающие разумением мудрецы природно лишены этих составляющих. Но разумеющий не дает им развития в себе. К любому человеку состояния приходят в виде тлеющих угольев — счастье, несчастье, опасение, влечение, импульсивность, раздражение. Для обитателя самсары каждое из них является сигналом к продолжению. Проступившее ощущение облекается мыслью, разжигается до сильного импульса, который и поглощает свою жертву, словно пламень, с коим игрался беспечный ребенок. Но утвердившийся в буддхи-йоге, отметив в себе пришедшее ощущение, принудительно отсекает любую возможность его развития, будь-то ярость, страх, желание, несчастье или счастье.



Перейти к началу страницы