Январь 2023

ṛcām ādistathā sāmnāṃ yajuṣām ādir ucyate
antaścādimatāṃ dṛṣṭo na cādir brahmaṇaḥ smṛtaḥ

Мантр Риг, Сама-веды, Йаджусов начало описывается,
Завершение так же есть, (коль есть) начало. Но немыслимо начало Брахмана. (МхБх 12.199.18)

sūkṣmeṇa manasā vidmo vācā vaktuṃ na śaknumaḥ
mano hi manasā grāhyaṃ darśanena ca darśanam

Тонким помыслом постигаем, (но) словом описать не в силах.
Понимание мыслью обретается, а созрецаемое – созерцанием. (МхБх 12.199.24)

Следует помнить, что информация, которую мы черпаем из Шастры, чрезвычайно важна, однако, она только указывает вектор движения, но не заменяет самого движения. Складировать внутри себя правильную информацию недостаточно. Недостаточно и связать разрозненные элементы этой информации между собой логическими связками. Обычно в мышлении людском есть только две соответствующие опции: либо просто знать, либо еще и исполнять указанное в этом знании. Но не все можно физически исполнять. Не все можно даже выразить словами. Истину необходимо понимать рассудительным помыслом, а так же помещать себя в соответствующее Истине состояние. Это означает воспринимать бытие глазами того понимания, которое мы берем из Шастры. Созерцать знанием все то и так, как разумеем из Шастры. С соответствующим отношением, с соответствующей редакцией своих целей и устремлений. Выходит, что Знание мы получаем и обдумываем лишь ради нужного состояния? Или, быть может, ощущаемое состояние – некий индикатор «настоящести» нашего понимания? Нет. Созерцание – ради внутреннего соответствия Реальности, которую мы не можем природно воспринимать, но воспринимаем разумением Джнаны.

Ее называют Желанной и Трудноудержимой. Ее связывают с богатством, удачей, красотой, видя в Ней чиновницу, от Которой зависит поток наличности в карманах. Потому столь многие пытаются задобрить Ее чтением Суктам, ритуальными подношениями, традиционными лампадками и прочим. Шри-дэви, Лакшми... Где на самом деле можно найти Богиню?

śrīr uvāca
satye sthitāsmi dāne ca vratetapasi caiva hi
parākrame ca dharme ca ...

Шри-дэви сказала:
В праведности Я нахожусь, в подаянии достойным, исполнении религиозных обетов и в аскезе,
В бесстрашии и Дхарме...

Далее Индра предлагает Шри-дэви четыре обители:

bhūmir eva manuṣyeṣu dhāraṇī bhūtabhāvinī
sā te pādaṃ titikṣeta samarthā hīti me matiḥ

Земля людей питающая, поддерживающая жизнь –
Она годна держать Твою часть. Таково мое мнение.

āpa eva manuṣyeṣu dravantyaḥ paricārikāḥ
tāste pādaṃ titikṣantām alam āpas titikṣitum

Воды людям приносят стремительные потоки,
И выдержать Твою часть смогут.

yasmin devāśca yajñāśca yasmin vedāḥ pratiṣṭhitāḥ
tṛtīyaṃ pādam agniste sudhṛtaṃ dhārayiṣyati

В котором боги, Йаджны, Веды расположены,
Третью покоящуюся Твою часть Агни (огонь) сможет удержать.

ye vai santo manuṣyeṣu brahmaṇyāḥ satyavādinaḥ
te te pādaṃ titikṣantām alaṃ santastitikṣitum

Средь людей те, что праведны, знающие Брахман, говорящие Истину,
(Оставшуюся) Твою часть пусть удерживают.

Она в труде на земле, в выращивании плодов, что предлагаются Бхагавану и чем насыщаются творящие Дхарму; Она в потоках воды, что несут очищение всему живому; Она в священном огне, в жертвах которому почитаются боги и Веды; Она в праведных людях, почитающих Шастру и посвятивших свои уста Истине. Более того, Она не в тугих кошельках и не в богатых дворцах, но в тех, кто дает добрые подаяния, соблюдает суровые обеты Дхармы и ведет аскетичный образ жизни. Не в избытке и не в роскоши Лакшми. Шри-дэви, Персона Прекрасного и Удовлетворяюще-достаточного проявляется даже в самом скромном, что посвящено Ее Господину.

patraṁ puṣpaṁ phalaṁ toyaṁ yo me bhaktyā prayacchati
tad ahaṁ bhakty-upahṛtam aśnāmi prayatātmanaḥ

Лист, цветок, плод, воду, которые Мне с преданностью предлагает,
То, поднесенное с преданностью, Я вкушаю от чистого сознанием.

Удовлетворенность Совершенного здесь – Шри-дэви, живущая и в самом внешне скромном подношении, но которое есть упомянутое Шри-стханам, место нахождения Лакшми. Прекрасное (Шри) не в том, что видится вкусам баддха-дживы привлекательным и роскошным, но сия Таттва объективна, ибо Прекрасное в Ней прекрасно для Брахмана. И эта полнота Прекрасного в самом скромном овоще, что был выращен с заботой Его слугой на своем огороде и предложен с чистой расположенностью на Алтаре, в простом омовении перед Пуджей, в чтении Шастры. Потому-то внешне малым и скромным полностью удовлетворен бывает Садху, ибо в этом «малом» вся полнота Великолепия (Шри), которое и Бхагавана исполняет, не то, что дживу.