Июнь 2020

Свабхава действительно может реагировать по шаблону. Однако, учитывайте тот факт, что гнев, как искорка огня - не подкинете дров, огонь не разгорится. Эти дрова - та оценка, которую Вы считаете неизбежной. Если она неизбежна, то все Ваши дальнейшие выводы невозможны. Если гнев из области индрий перекинулся на ум, то в уме мы найдем полное соответствие пылу чувств и все возможные "объективные" подтверждения правоте гнева. Какая там Джнана?.. Ничего разумного и адекватного к нам и близко не подойдет, пока от нашего внутреннего устроения не останется дымящегося пепелища. Так что суть именно в том, чтобы чувство гнева осталось просто чувством. Если же я начинаю подбрасывать поленья помыслов в огнь раздражения, пожарище вскоре будет таким, что потушить его не удастся. В помыслах уже (до вспышки гнева, после, между, и вообще всегда и постоянно) должна активно перевариваться Джнана. Тогда в подобной ситуации внутри меня будет две раздельные "дорожки" - гнев в чувствах и спокойная объективность в помыслах. Гнев, будучи неспособным перекинуться на мысли, очень быстро затихает, став сначала тощим бенгальским огоньком, потом тлеющей горечью, а затем и вовсе слабой полоской дыма воспоминаний. Помысел же, утверждаемый объективным думанием Джнаны, обособит меня от происходящего, оставив в роли всего лишь стороннего наблюдателя.

Не стоит перед садхаком задача лишиться инстинктивных чувств к сваджанам (близким, родственникам). Некоторая привязанность, какие-то чувства будут все равно. Задача в том, чтобы эти привязанности не определяли то, чем мы живем - о чем думаем, что делаем по большей части. Если я посвящаю жизнь родственнику, как ни крути, а моя жизнь - придаток его жизни, и ничего больше. Если жизнь ради жизни, неважно - чужой или моей собственной, она пуста и бессмысленна. Это простейшая логика и здравый смысл, свободный от высокопарных нелепых лозунгов. Я могу побеспокоиться когда сваджан болен, когда ему реально нужна помощь, могу потратить средства, некоторое время, но растворяться мыслями, чувствами, действиями в чужой жизни - это уже не забота, а подтверждение собственной пустоты. Люди напоминают пустые кувшины, в которых встроено желание быть полными. Чем полными, это уже десятый вопрос для них. Потому заполняют пустоту - кто работой, кто хобби, кто материнскими хлопотами, кто посвящает себя любимому человеку, кто заполняет себя патриотизмом... Тут разницы особой нет, кувшин остается просто кувшином. Есть лишь ощущение заполненности, нужности. Только разобьется этот кувшин, и вещество, его заполнявшее, заполнит собой иной кувшин. А от "заботливого" останутся лишь безжизненные глиняные обломки. Чего достиг? Зачем жил? А главное, к чему пришел? Кем стал?