Март 2019

jñānena tu tad ajñānaṁ yeṣāṁ nāśitam ātmanaḥ
teṣām ādityavaj jñānaṁ prakāśayati tat param

Но которых неведение Атмана разрушено знанием,
Тех знание, словно солнце, делает видимым Ту Высшую Сущность. (Б.г. 5.16)

Многие словесные обороты в Шастре только кажутся всего лишь образными, а иногда и пафосными, сравнениями, поэтическими метафорами. Почему знание prakāśayati делает видимым tat param То Высшее ādityavat подобно солнцу? Что, Бхагаван затянут тьмой, а мы разоблачаем Его нашей проинформированностью, подобно тому, как умудренные опытом родители вытаскивают сорванца, прячущегося среди вещей в шкафу? Но Шастра никогда не позиционирует Джнану неким бескомпромиссным микроскопом, а Всевышнего жабой, распростертой на его предметном стекле. Почему же ādityavat? Солнце для ведавадина вовсе не элемент для поэтических образов; вот, мол, солнце взойдет и разгонит ночную тьму невежества. Что мы видим нашими глазами на самом деле? Объекты? Вовсе нет. Объект не проникает в наши глаза. В глаза проникает лишь свет, отраженный от поверхности объектов. Только свет, солнце видимо нами, а потому солнце является сущностью всего воспринимаемого нами, каждого объекта. Мы видим солнце и видим его солнцем. Потому-то здесь сравнение с солнцем. Сущностью всего воспринимаемого нами является Нарайана, и способность воспринимать и понимать это – так же Нарайана. Вот, о чем говорит Шастра, используя слово jñāna.

В биржевом сленге есть слово «околорыночник». Знаете, что это такое? Когда человек в процессе активной торговли на биржевых рынках так и не смог стабильно извлекать прибыль, но смекнул, что здесь крутятся очень большие деньги, он отходит от биржевых спекуляций, но не отходит от биржевого рынка. Вместо собственной торговли он начинает предоставлять услуги торговле чужой. А именно: учить торговать начинающих, проводя семинары, тренинги; продавать состряпанные им торговые методики; вербовать клиентов тому или иному брокеру; создавать биржевые аналитические интернет-проекты; и т.д. Чтобы создать имидж, привлечь внимание, придать своим словам вес, околорыночник должен старательно собирать торговую статистику, следить за экономическими новостями, напрягать воображение для создания информационных продуктов, учиться риторике, дабы впаривать свои «открытия» и поучения неискушенной публике. Он не состоялся как биржевой трейдер, он не смог заработать денег биржевой торговлей, и теперь он учит торговать других, предоставляет им разные учебные пособия, вдохновляет на торговлю и поиски прибыльных торговых методик.

Любопытно, что религиозный мир полон такими «околорыночниками». Когда ты сам более не желаешь или не можешь жить во всех смыслах этого слова Садханой, ты начинаешь активно помогать жить Садханой другим. Тебе не интересно исправлять себя, поучаясь Дхарме. Нет устремленности говорить с Нарайаной. Не взыскиваешь каждый день собственную покорность обличающим наставлениям Риши. Нет, ты, конечно, согласен с тем, что все это нужно и правильно, но как-то само по себе оно уже не греет тебя. Зато находится вкус к «околорынку». С удовольствием узнаешь о сложностях взаимоотношений между этим и тем Махараджами; коллекционируешь тонкости отличия сампрадай; с головой уходишь в организационную деятельность, строя проповеднические центры, проводя масштабные семинары, издавая журналы, ведя блоги, поучая желторотую молодежь; можешь даже санскрит подучить, да в Индии религиозных сувениров набрать. А сколько можно найти увлекательных начинаний в модной ныне религиозной психологии, наставляя семейные пары, открывая тайны воспитания детей-ваишнавов. Да и астрология, лечение заряженными мантрами камушками так же могут дополнить твою «всестороннюю погруженность в духовную жизнь». Только нет тут никакой твоей духовной жизни. Есть «околорынок». И, если в случае биржевого околорыночника это обман других ради собственной пользы, то здесь это обман себя с отсутствием пользы для кого бы то ни было.