Май 2024
abuddhir ajñānakṛtā abuddhyā duṣyate manaḥ
duṣṭasya manasaḥ pañca sampraduṣyanti mānasāḥ
Неразумие незнанием произведено, а неразумием губится ум, Порча ума приводит к вырождению пяти, что (стоят) за помыслами (чувств восприятия). (МхБх 12.197.4)
ajñānatṛpto viṣayeṣvavagāḍho na dṛśyate adṛṣṭvaiva tu pūtātmā viṣayebhyo nivartate
Удовлетворенный неведением, погружается в вишайу и не воспринимает (настоящее),
Не зрящий (истинное), пусть и чистый, атман возвращается ради вишайи. (МхБх 12.197.5) Разумность происходит от существующего знания, а не знание формируется чьей-то разумностью. Разумность крепнет в обдумывании системного знания, тогда и ум становится насыщенным мудрыми мыслями, объемным видением мира. Если же разумность лишена знания (a-jñāna), эта способность, будто дикая кобыла, хаотично носится, становясь буйной и нелепой. Ум же, пораженный неразумием, превращается в хаос, способный принимать лишь грубые оплеухи брутальных фактов бытового порядка, но не способен мыслить более тонкими, созерцательными категориями. Потому паскудятся и пять чувств восприятия, занимая роль ведущих и определяющих. Далее устройство человека превращается в подобие дома, где всем заправляют несмышленые дети. В таком доме взрослые ведут себя нелепо и безответственно, следуя за побуждающими командами невежественных детей. И покуда таково внутреннее устройство человека, нет для него выхода из этого «сумасшедшего дома», как бы ни пытался убежать от этого кошмара, но, как Алиса в Зазеркалье, он будет вновь и вновь обнаруживать себя в точке отправления. Бхагавана никак не переиграть, ни прагматичностью, ни хитростью. Вроде бы, Хиранйакашипу учел все, от всего застраховался. Не убить его ни днем, ни ночью, но асур гибнет в сумерки. Исключено, что он встретит смерть на земле, на море или в небе, но оная смерть настигает его на коленях Бхагавана. Не может его одолеть ни человек, ни полубог, ни зверь, но появляется Нарасимха (Человеко-лев). И никаким известным видом вооружений не может быть убит Хиранйакашипу, однако, когти Человеко-льва не относятся к каким-либо видам оружия. Существам природы свойственно искать лазейки, торговаться с Богом, лукавить. Кажется, что всегда можно скормить Нарайане приукрашенную тухлятину, оправдав свои нарушения и не исполнение предписаний наличием некоего высокого чувства к Богу, мол, вот же Бхакти, чего Тебе еще надо? В придачу насыпать «трансцендентальных» доводов никчемности «внешних предписаний». Но Бхагаван не купится на это. Асур будет повержен со всей его адвокатурой. Только человек с прапатти, с доверительным устремлением исполнять все, что угодно Владыке, все, что открыто Им в Его Шастре, подобно блаженному и бесстрашному Прахладе, достигнет Прасада, благословляющего удовлетворения Пуруши. | ||||