Октябрь 2019

Обычно под привязанностями религиозные люди понимают степень, сравнимую с навязчивой идеей. Нечто, о чем ты постоянно думаешь, что не дает тебе спокойно спать и подчиняет себе всю твою жизнь. Потому-то многим кажется, что привязанностей-то у них и нет. Однако, стоит человеку потерять какую-то безделушку или, скажем, контакт со знакомым, с которым не особо он и дружил, или даже просто представить себе эту потерю как нечто вполне реальное, и в уме сразу же возникают мысли: «ну и пожалуйста, не очень-то и нужно было». Человек пытается подыскать все возможные доводы, почему эта потеря вовсе не тягостна для него. И эти мысли-доводы всегда зыбки и с горьковатым привкусом, поскольку мы глубоко внутри боимся обнаружить, что на самом деле мы теряем нечто нужное и важное, ведь тогда нас постигнет боль и мучение от утраты. Вот этот страх и есть привязанность, а подобные мысли – грубоватая защита от страданий, которые всегда стоят за привязанностями. И такой алгоритм проявляется почти во всех аналогичных ситуациях, даже если речь идет о старых носках, о привязанности к которым человек и помыслить не мог. А привязанность есть. И таких привязанностей в нас миллионы. В привычном течении жизни мы не замечаем их, как не заметим негромкий голос за грохотом водопада, но если водопад вдруг иссякнет, это негромкое многоголосие сведет нас с ума. Такой эффект и возникает во время смерти, когда какофония жизненных потрясений перестает заглушать то, что в нас, и все эти горькие голоса «а как же я теперь без...», «это уходит навсегда», «а ведь я по глупости не обращал внимание на это» в одночасье ударят хором. А ядовитое саможаление во сто крат усилит эффект хора. И нет человека, в котором не присутствовала бы эта свора привязанностей, и нет практики, которая меняла бы естество человека, но есть те, кто смогут в сей самый ответственный момент пройти сквозь, пройти мимо своры, зная ее и брезгуя.

Некоторое время назад на Youtube увидел запись беседы одного известного гуру. Пожилой индиец харизматичной внешности, с нарочито умиротворенным лицом, излагающий религиозно-психологическую отсебятину в духе Ошо и подобных, то есть нечто взятое из жизненной мудрости, а не из Шастры. Смотрел до этого еще несколько видео с его участием. Поскольку говорил он вещи очевидные, но говорил красиво и жизнеутверждающе, комментарии под видео пестрели одобрением, восхищением и благодарностями. Но в последнем видео его попросили прокомментировать такое явление, как уважение к самому себе – как человеку научиться уважать самого себя, любить себя, ценить? И тут лектор заявил, что уважать самого себя – это безумие. Что нужны двое, чтобы один уважал другого. Но кто внутри меня может уважать меня? И тут началось... Недавние почитатели засыпали видео комментариями, мол, дедушка начал говорить что-то не то. Раньше с удовольствием смотрели его лекции, но тут его явно занесло. Разочаровал. Вот так и учимся до тех пор, пока получаемая информация не противоречит тому, что составляет нашу основу. Как только сталкиваемся с тем, что противоречит внутреннему устроению, сердце, которое, как известно, не обманет, сразу подскажет: «нет-нет, тут что-то не так, это мы не принимаем». Самое любопытное, что к Гуру мы и обращаемся ради того, чтобы наше внутреннее устроение было изменено, ибо убогость внутреннего устройства и привела к поиску Избавителя.