Сентябрь 2023

Отношусь весьма скептически к пересказам и слушанию (прочтению) разного рода «трансцендентальных историй». И речь не только о, не пойми откуда взявшихся, приключениях какого-то «святого» местного значения, но и историях из Шастры. Любой пересказ, как кажется повествователю, главной канвы непременно теряет важные детали, содержащиеся в оригинале. Сказитель, вероятней всего, даже для себя их не заметил, а не просто забыл упомянуть. В итоге получается изложение, которое в лучшем случае лишено важных деталей, а в худшем и вовсе переворачивает смысл. Но пересказывать духовную литературу очень удобно и продуктивно: это как с мерзопакостными притчами – любую дичь можно облечь мудрыми формулировками и душещипательным сюжетом так, чтобы оная дичь обретала благообразный вид истины. Так же и пересказ историй из Шастры может легко переиграть акценты, опустить ключевые детали, добавить немного волнительной отсебятины, смазать идейную последовательность, и на выходе получится «трансцендентная история», которой вовсе нет в Шастре. Как в тех же многострадальных пересказах истории Аджамилы, из которых следует, что любой упырь, который случайно промычит одно из Имен Бога незадолго до смерти, получает полное очищение и прямиком летит в Царство Бога, хотя смысл того, что изложено в Шастре, совершенно иной. Вся суть всегда в деталях, из которых и строится правильная целостность повествования, но вольные пересказы историй, как правило, создают новое, свое собственное русло смысла. Чем чаще человек окунается в такие «духовные рассказы», тем уродливей становятся изломы его разумения.