ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ. ЧАСТЬ 5.

* * *

Свобода – это отнюдь не возможность делать, что хочется. Когда возникает выбор между правильным и желанным, способность выбрать первое – вот, что такое свобода.

* * *

Что мне помогает не терять надежду? Наблюдения за Господней природой. Нет, не умиляться лесами и горами, а размышлять о Его внутренней природе. Он не терпит заблуждений в тех, кто действительно ищет в Нем правду. Когда Арджуна оказался в великом затруднении, когда Дхарма словно расслоилась в нем, как поступает Кришна? Семнадцать глав (Гиты) Он говорит Арджуне правду. Не отделывается глупой притчей, которую понимай, как хочешь. Не вдалбливает в голову четкий план действий из десяти пунктов, просто чтобы Арджуна вступил в бой. Не делает нелепый экскурс по ненужным йогам и философиям, чтобы потом сказать «тебе все это ни к чему, ты просто предайся Мне». Не говорит банальщину в духе «что такое хорошо, и что такое плохо». Так детально и глубоко Он дает все необходимое, чтобы Его ученик сам пришел к просветленному сознанию, чтобы Арджуна сам стал знающим правду, пришедшим к ней. Сразу понимаешь, что Он не играется тобой, не держит овцой в «правильном» загоне, но готов сделать все, чтобы ты стал зрячим, начал жить в Истине, как рыба живет в воде, плавая в ней, дыша ей и принимая ее, как питье. Насколько б ни был я беден разумением, но рядом с Таким Владыкой точно знаешь, что не пропадешь.

* * *

Вера в Бога подразумевает именно веру в Бога, в Абсолютное Целое, частичкой Коего ты являешься во всех смыслах. Не страх слабого перед сильным, не заискивание бедного перед чудовищно богатым, и не интерес скучающей пустышки к неутомимому затейнику. Есть в вас решимость искать Бога Шастры, вместо своего?

* * *

Дабы вершить поклонение Нарайане, не должно быть страха. Нужна открытость сердца, готовность принять Его. Но люди бедные джнаной пытаются во всем увидеть... нет, не увидеть, а нарисовать Бога. В ситуациях, в ощущениях, в других людях. Они мнят, что это верх мудрости и духовной реализации. Поначалу материальный мир дает им очень воодушевляющие ситуации, радостные ощущения и удивительно добрых и полезных людей. Так несчастные попадают в собственную ловушку. Ассоциативное мышление еще больше сливает воедино Бога и всяческие жизненные события, ощущения, встречающихся с нами людей. А затем происходит неизбежное: волей судьбы и по результатам давнишних карм мы начинаем страдать от ситуаций, ощущения подменяются усталой темнотой, а люди превращаются в источник разочарований. Предательский удар в открытое сердце! И от Кого мы получаем сей удар? Не от Того ли, Кто нами «обнаружен» в событиях, ощущениях и людях? Конечно, мы пытаемся вбить себе в надломленную веру, что так надо, что все это делает нас сильнее, мудрее, чище. Только веры в это нет, зато есть теперь страх открывать сердце Тому, кто якобы сделал нам больно. Виноват ли в том Господь? Нет, виновато наше небрежение многогранностью откровений Шастры. Мы пытались все упростить, облегчить, свести к радостным впечатлениям. Правда прошла мимо. Ложь осталась, она и кричит теперь во тьме сердца – за что?!

* * *

Как можно оправдать тех, кто почитает джнану Вед, Веданты, Упанишад сухой, поверхностной, почти материалистичной, а джнану Пуран и прочих книг, которые происходят из Веды и объясняют ее, нектарной и духовной? Если источник столь неполноценен, как проистекающее из него может быть благим и совершенным? Джнанин задумается над этим, фанатик – нет.

* * *

Асур всегда должен быть уверен в себе. Типичная фраза асуров: «Нужно верить в себя». Что это означает? Это означает обман. Самообман. Когда ты вынуждаешь себя принимать то, за что ты поручиться на самом деле не можешь. Асуру, чтобы что-то делать, нужно внушить самому себе (то есть, обмануть себя), что ему все по плечу. Что все находится у его ног, что все вокруг только и ждут, чтобы отдать ему свои деньги, принять его идеи, восхищаться им, преклоняться перед ним. Вся вселенная будет нам помогать, если мы хотим чего-то! Это типичный принцип мышления асура.

* * *

Люди так много говорят про счастье. Счастье – то, счастье – это. Все модные тренинги и сат-санги посвящены тому, как заполучить счастье. Только все это пустое. Получить счастье – легчайшая задача. Выйди в солнечный день к берегу моря или на цветущую поляну, глубоко вдохни, выкинь из памяти хоть на пять минут все свои мечты и страхи, вот и счастье грудь теплыми волнами наполняет. Достичь счастья легко. Сможете ли вы его сохранить? Не сможете. И никакие тренинги и санги тут не помогут. Так уж устроен человек. Вкусы быстро насыщаются, и удержать счастье не выходит, в чем бы это счастье ни заключалось. Вкусы – носители гун природы, а гуны постоянно в движении. Услужить своевременно всем порывам вкусов не под силу никому, равно как и остановить постоянную миграцию гун. Человек Дхармы и не ищет счастья. Свободен от глупости бодать гору лбом. Счастье и несчастье приходят и уходят, как день и ночь, как жара и холод, - говорит Всевышний. Есть нечто большее, чем счастье и несчастье. К этому большему Дхарма и ведет, спасает от гонки за призраками.

* * *

Если в чтении Шастры нам все понятно, значит изучение Шастры – процесс для нас неведомый. Когда читаешь какую-либо шлоку, она дает ответ на вопрос, и тут же ставит несколько новых. Ответы и вопросы Шастры соединяются в гигантскую причудливую сеть, которой познающий живет всю свою жизнь.